Обзор социально-гуманитарной ситуации, сложившейся на территории Донецкой Народной Республики вследствие военных действий в период c 4 по 10 февраля 2017 года

Новости Обзор социально-гуманитарной ситуации

Закон напрасно существует для тех,

у кого нет ни мужества, ни средств защищать его.

Томас Бабингтон Маколей

 

Люди, проживающие на территории Донбасса, неосознанно делят свою жизнь на две части: до вооруженного конфликта и после. Связано это с тем, что мирную жизнь они видят только в своих снах и воспоминаниях. Однако, теперь все по-другому: сейчас любого может подстерегать опасность – будь-то на улицах города или в собственном доме. И в этом нет ни капли здравого смысла, ведь мирное население не должно страдать в ходе военных конфликтов, а уж тем более в ходе так называемой «антитеррористической операции», под которой государство Украина скрывает свои преступления в Донбассе.

В международном праве предусмотрен порядок ведения боевых действий. Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним составляют ядро международного гуманитарного права — отрасли международного права, которая регулирует ведение вооруженных конфликтов и стремится ограничить их последствия. Они, в частности, защищают людей, которые не принимают участия в военных действиях (гражданских лиц, врачей и медсестер, гуманитарных работников), или тех, кто перестал принимать участие в военных действиях, например, раненых, больных и потерпевших кораблекрушение солдат, а также военнопленных.

В 1977 г. были приняты два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г. Они усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения войны. Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.

В части 4, ст.13, говорится следующее:

  1. Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В целях осуществления этой защиты при всех обстоятельствах соблюдаются следующие нормы.
  2. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

Статья 14 предусматривает защиту объектов, необходимых для выживания гражданского населения:

Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий. Поэтому запрещается в этих целях подвергать нападению, уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов питания, производящие продовольственные сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения.

В протоколе также указано, что «при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или свести их к минимуму».

Украина ратифицировала данный документ 25 августа 1990 года. Значит, страна обязана соблюдать вышеупомянутые положения. В действительности, украинская сторона грубо нарушает не только Минские договоренности, но и те документы, на которых основывается международное гуманитарное право.

Доказательства нарушений Украиной норм международного гуманитарного права представлены не только местными органами власти и сотрудниками подгруппы по гуманитарным вопросам, но и наблюдателями ОБСЕ. Это можно наблюдать в их ежедневных оперативных отчетах. В них фиксируются смертельные случаи, ранения и повреждения объектов гражданской инфраструктуры.

В частности, в отчете за 3 февраля 2017 года зафиксирован обстрел Калининского района из тяжелых орудий: Возле перекрестка с круговым движением в Калининском районе Донецка наблюдателями зафиксирована воронка, образовавшаяся, по их оценке, в результате разрыва ракеты, выпущенной из реактивной системы залпового огня (РСЗО, предположительно «Смерч» или «Ураган»).

Целью обстрелов со стороны Украины довольно часто становятся гражданские объекты:

31 января 2017  года была обстреляна шахта им. Засядько, в результате чего 270 горняков оказались под землей.

1 февраля 2017 года под обстрел попала школа №21 в г. Донецк. Учеников пришлось эвакуировать. В последующие несколько дней подобные случаи наблюдались и в других школах Донецка и Макеевки.

1 февраля 2017 жители Донецка и частично Макеевки остались без воды, так как в результате боевых действий была обесточена Верхнекальмиусская фильтровальная станция.

Стоит отметить, что большая часть обстрелов приходятся на ночное время суток, когда сотрудники миссии ОБСЕ находятся далеко от линии соприкосновения сторон.

Право на жизнь, на безопасность личности, право на неприкосновенность жилища являются базовыми правами человека, соблюдение данных в Донецкой Народной Республике гарантируется Конституцией нашего государства и патронируется Уполномоченным по правам человека.

Граждане могут оформить обращение к омбудсмену любыми удобными для них способами, так большую долю по-прежнему занимают устные обращения, которые поступают в ходе личной встречи с Уполномоченным, а также руководителями Аппарата, в процессе обращения в отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Уполномоченного, по телефонам «горячей линии», через веб-приемную сайта омбудсмена. Есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте.  C начала 2017 года в адрес Главного правозащитника Республики поступило 577 обращений. В период работы c 4 по 10 февраля 2017 года 24 человека посетили личный прием Уполномоченного, 48 поступивших заявлений было принято отделом по работе с обращениями граждан, 40 звонков поступило по телефонам «горячей линии». 4 письменных обращения было принято к рассмотрению, 4 – рассмотрено из ранее поступивших обращений, 33 гражданам Республики была предоставлена юридическая консультация.

Все поступающие обращения можно разделить на 4 категории: нарушения в сфере уголовного права – 19 обращений, нарушения в сфере гражданского права – 53 обращения, административно-правовые нарушения в адрес граждан ДНР, вопросы социального и гуманитарного характера – 505 обращений (диаграмма 1).

 

 

 Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 03.02.2017г

 

 

Количество обращений в сфере уголовного права

Количество обращений в сфере гражданского права

Административно-правовые нарушения в отношении граждан

Вопросы социального и гуманитарного характера

 

Из всей входящей корреспонденции, которая поступает в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, наиболее актуальной остается та, которая связанна с вопросами реализации социальных прав граждан и нарушением этих прав. К этому перечню относятся вопросы: о выплате пенсий и социальных пособий – 67 обращений, предоставление жилья для временного проживания – 109 обращений, порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья – 15 обращений, получение гуманитарной помощи – 5 обращений, трудоустройство – 24 обращения, оформление документов и выезда на территорию других государств – 2 обращения, поиск пропавших без вести – 28 обращений, утрата документов  удостоверяющих личность – 56 обращения, жилищно-коммунальные вопросы – 23 обращений, получение временной прописки – 27 обращений, другие вопросы социально–гуманитарного характера – 149 обращений (диаграмма 2).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан по вопросам социального и гуманитарного характера, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 03.02.2017г., единиц

 

 

 

Выплата пенсий и социальных пособий

Получение гуманитарной помощи

Поиск пропавших безвести военнослужащих

Жилищно-коммунальные вопросы

Предоставление жилья для временного проживания

Трудоустройство

Поиск пропавших безвести гражданских лиц

Получение временной прописки

Порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья

Оформление документов и выезда на территорию других государств

Утрата документов, удостоверяющих личность

Другие вопросы

 

 

По территориальной принадлежности наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступает из г. Донецка (Диаграмма 3).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 03.02.2017г

 

 

Донецк

Енакиево

Снежное

Ясиноватая

Старобешевский район

Горловка

Ждановка

Торез

Амросиевский район

Тельмановский район

Дебальцево

Кировское

Харцызск

Марьинский район

Шахтерский район

Докучаевск

Макеевка

Шахтерск

Новоазовский район

Другие населенные пункты

 

  1. Статистика и анализ разрушенных объектов инфраструктуры

 

За текущий период линия фронта Донецкой Народной Республики почти ежедневно подвергалась обстрелам с украинской стороны. Украинские силовики целенаправленно разрушают объекты, которые обеспечивают жителям Республики воду, энергоснабжение и газоснабжение. Огонь ведется и по другим объектам инфраструктуры.

В ночь на 4 февраля в результате боевых действий в районе Горловки произошло отключение электроэнергии, обесточенными оказались шахта «Александр-Запад», где на тот момент находились три горняка, поселок Гольмовский также остался без электроснабжения.

За текущую неделю два поселка на западе Донецка остались без энергоснабжения из-за обстрелов со стороны ВСУ. В ночь с 8 на 9 февраля огонь украинских силовиков оставил без электроэнергии около 1 000 жителей поселка Брикетное и поселка Шахты 12, также оказалась обесточенной одна котельная.

В ночь на 9 февраля село Коминтерново Новоазовского района осталось без газо- и электроснабжения в результате обстрелов со стороны украинской армии.

 

По состоянию на 9 февраля 2017 года вследствие военных действий в регионе было частично повреждено (разрушено) более 11192 объектов инфраструктуры.

В г. Донецке разрушено более 6755 объектов, в г. Дебальцево – 262 ед., в г. Горловке – 521 ед., в г. Докучаевске – 68 ед., в г. Енакиево – 291 ед., в г. Ждановке – 91 ед., в г. Кировское – 72 ед., в г. Макеевке – 1066 объектов, в г. Снежное – 54 ед., в г. Торезе – 118 ед., в г. Харцызске – 747 ед., в г. Шахтерске – 74 ед., в г. Ясиноватая – 574 ед., в Амвросиевском  районе – 277 ед., в Волновахском районе – 3 ед., в Марьинском районе – 24 ед., в Новоазовском районе – 17 ед., в Старобешевском районе – 52 ед., в Тельмановском районе – 93 ед., в Шахтерском районе – 33 ед..

В разрезе отраслей разрушено:

— 6131 жилых домов;

— 760 линий электропередач и пунктов распределения электроэнергии;

— 174 объекта теплоснабжения;

— 46 объектов водоснабжения;

— 2669 объектов газоснабжения;

— 11 объектов в сфере водоотведения и канализационного хозяйства;

— 98 объектов здравоохранения;

— 486 объектов общеобразовательных учебных заведений (школы и детские сады);

— 54 объекта профессионально — технических учебных заведений;

— 54 объекта высших учебных заведений;

— 25 объектов в сфере физической культуры и спорта;

— 53 объекта учреждений культуры;

— 230 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;

— 58 объектов промышленного производства;

— 88 объектов торговых предприятий;

— 255 объекта других сфер.

 

Согласно официальным данным по состоянию на 30 января 2017 года в Донецкой Народной Республике из 2766 ед. поврежденных государственной и коммунальной форм собственности объектов восстановлено – 427 ед., 2339 ед. – осталось восстановить.

 

  1. Учет смертности, полученных ранений мирных жителей и военнослужащих в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики

 

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике почти ежедневно фиксирует нарушение украинской стороной базовых прав жителей Донбасса: право на жизнь, на безопасность личности, право на неприкосновенность жилища.

Не смотря на все достигнутые договоренности с украинской стороной, полного прекращения огня так и не произошло. Прифронтовые населенные пункты по-прежнему ежедневно находятся под ударом украинских вооруженных сил. Дважды за неделю под обстрел попал КПП «Майорск» на севере Горловки. К счастью, мирных жителей во время обстрела на блокпосту не было.

3 февраля в медицинское учреждение города Донецка с закрытым переломом ребра справа обратился мужчина 1967 года рождения, пострадавший в результате обстрела Мотеля накануне вечером.

6 февраля в медицинское учреждение города Донецка обратился гражданский мужчина 45 лет, получивший минно-взрывную травму и осколочное ранение левой ягодицы 1 февраля в результате обстрела Киевского района г. Донецк.

7 февраля в результате боевых действий в Авдеевской промзоне осколочное ранение средней трети правого предплечья получил военнослужащий Республики 1992 года рождения.

8 февраля во время провокационного обстрела украинскими силовиками Петровского района г. Донецк множественные осколочные ранения получили 4 военнослужащих Республики 50, 26, 36 и 19 лет.

 

С 3 по 9 февраля 2017 на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести в результате непрекращающихся артобстрелов со стороны Украины получили  7 человек, среди которых 5  военнослужащих Республики и 2 мирных жителя.

С 1 января по 9 февраля 2017 на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести получили 94 человека, среди которых 45 военнослужащих Республики и 49 мирных жителей, в том числе 4 ребенка до 18 лет.

С 3 по 9 февраля 2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 8 военнослужащих Республики. Также были идентифицированы останки троих мужчин, погибших во время обстрела Мотеля 2 февраля.

С 1 января по 9 февраля 2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 42 человека, среди которых 38 военнослужащих Республики и 4 мирных жителя.

Уточним, что с начала вооруженного конфликта в Донецкой Народной Республике погибли 4331 человек, среди которых 595 женщин и 3736 мужчин, в том числе 74 ребенка в возрасте до 18 лет.

В Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике продолжает поступать официально подтвержденная информация о лицах, которые получили ранения с начала конфликта. На данный момент эта информация обрабатывается и в дальнейшем будет включена в общую статистику пострадавших.

 

  1. Учет пленных и пропавших без вести военнослужащих

и гражданского населения

 

Переговоры по поводу возвращения военнопленных – очень важная часть мирного урегулирования любых военных действий. Донецкая Народная Республика всеми силами стремится к мирному разрешению конфликта, поэтому прилагает максимум усилий, чтобы наши граждане поскорее вернулись домой из украинского плена.

Согласно 6 пункту Комплекса мер по выполнению Минских соглашений освобождение удерживаемых лиц и их обмен должен проходить на основе принципа «всех на всех».

На текущей неделе в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не поступало заявлений об аресте граждан.

Заявлений о пропаже без вести на текущей неделе также не поступало.

По оперативным данным по состоянию на 10.02.2017 украинской стороной удерживается порядка 744 человек, в том числе: 477 человек, нахождение которых на украинской территории подтверждено и 267 человек, информация по которым отсутствует или уточняется украинской стороной.

По состоянию на 10 февраля 2017 года в списке лиц, пропавших без вести, числится 465 человек.

Аппарат Уполномоченного по правам человека продолжает уточнять информацию о лицах, задержанных украинской стороной, статистические данные могут изменяться.

В целях безопасности лиц, удерживаемых украинской стороной, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не придает огласке принадлежность к категориям: «военнослужащий», «задержанный по политическим мотивам» или «гражданское лицо, не имеющее никакого отношения к конфликту».

 

  1. Учет вынужденных переселенцев

 

Война, которую развязала Украина против собственного народа, больно ударила по сотням тысяч простых жителей, которые были вынуждены покинуть свои дома, чтобы сохранить жизнь. В условиях напряжённой политической ситуации проблема вынужденной миграции остаётся одной из наиболее острых. За последние два года количество переселенцев достигло более 8 тысяч человек. Сейчас они вынуждены искать временное жилье и средства существования. Многие семьи вынужденных переселенцев имеют несовершеннолетних детей, причем более трети этих семей составляют неполные или многодетные семьи. Также из числа вынужденных переселенцев значительную долю составляют лица пенсионного возраста, а также инвалиды. Такие семьи, лишившегося привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы крайне уязвимы.

Привыкнуть к другим условиям жизни сразу непросто. Как и в любой незнакомой обстановке необходимо время на адаптацию. Проблемы адаптации к новым условиям в первую очередь затрагивают детей вынужденных переселенцев, причем если взрослые люди, несмотря на проблемы, могут осознать необходимость перемен и примириться с этим, то психика детей не выдерживает напора травмирующих ситуаций и напряженной обстановки в целом. Психологическую помощь вынужденным переселенцам оказывают психологи Аппарата Уполномоченного по правам человека в ДНР. Они проводят мероприятия, направленные на скорейшую адаптацию людей на новом месте, а также оказывают реабилитационную помощь.

Международные документы о правах человека требуют создания условия для жизнедеятельности перемещенных лиц, обеспечивающих их достойное существование. Наблюдение показало, что создание даже минимальных социальных условий для переселенцев, позволяет пройти период социальной адаптации успешно.

Силами офиса омбудсмена открыто 15 пунктов временного размещения по всей территории Республики. На данный момент функционируют 12 ПВР: 6 – в  г. Донецке, 3–  в Макеевке, 2–  в Харцызске, 1–  в Зугрэсе. Один ПВР был закрыт всвязи с разрушением в результате обстрела. Перемещенные лица были эвакуированы в один из ПВР г. Донецка.

На сегодняшний день в ПВР АУПЧ проживает 1362 вынужденных переселенцев, в том числе 281 несовершеннолетних детей. С начала военного конфликта было выдано 5014 направлений на поселение в ПВР АУПЧ. Из них – 120 в 2017 году. Все ПВР АУПЧ находятся под пристальным вниманием Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике. Сотрудники Аппарата осуществляет еженедельный мониторинг ПВР с целью своевременного реагирование на различные нужды жителей.

В период работы Аппарата с 4 по 10 февраля 2017 года по вопросам вынужденных переселенцев обратилось 45 человек, 37-ми из которых были выданы направления на поселение в ПВР АУПЧ: 17 – в Донецке, 2 – в Макеевке, 18 – в Харцызске.

На данный момент имеется 1197 свободных мест для поселения вынужденных временных переселенцев. Из них: в пунктах временного размещения по всей территории Донецкой Народной Республики (включая ПВР Аппарата омбудсмена) – 1141 места; свободных мест в ПВР Аппарата Уполномоченного – 273; в жилом фонде ДНР – 56 мест.

Напомним, что с начала военного конфликта вынужденными временными переселенцами на Донбассе зарегистрировано 8064 человек, в том числе 2099 детей в возрасте до 18 лет. На территории Республики открыто 68 пунктов временного размещения. Из них 57 функционируют, 11 остаются в резерве. В указанных ПВР проживает 3080 человек, в том числе 631 несовершеннолетний ребенок, 4984 человека проживают в жилом фонде ДНР, в том числе 1468 детей возрастом до 18 лет.

 

  1. Трудоустройство граждан Донецкой Народной Республики

 

Невзирая на тяжести военного времени, правительство Донецкой Народной Республики прилагает максимум усилий для того, чтобы государство развивалось. С этой целью восстанавливаются предприятия, которые были остановлены в связи с началом военного конфликта, а так же создаются благоприятные условия для граждан, которое желают трудоустроиться.

Так, трудовым законодательством Донецкой Народной Республики закреплено право каждого работающего гражданина на труд, на справедливые условия труда, на своевременную выплату заработной платы, обеспечивающей достойное существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

Сам термин «трудоустройство» определен в законе  «О занятости населения»  № 50-IHC от 29.05.2015 следующим образом: трудоустройство –это комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение реализации права человека на труд. То есть, бремя трудоустройства не ложится на плечи только соискателя. Государство берет на себя обязательство максимально способствовать обеспечению граждан рабочими местами и созданию безопасных и максимально подходящих условий труда.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

В Донецкой Народной Республике основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на Республиканский центр занятости населения.

По их данным, по состоянию на 10 февраля 2017 года в единой базе данных центров занятости имелось 5,6 тыс. вакансий. По состоянию на 10 февраля 2017 года состояло на учете в центрах занятости Республики 14,5 тыс. лиц, ищущих работу, из них: трудоустроены – 10,4 тыс. человек, в том числе на постоянную работу – 1,9 тыс. человек, на работы временного характера – 8,5 тыс. человек.

Донецким центром профессионально – технического образования Республиканского центра занятости постоянно проводятся бесплатные семинары для населения для получения практических навыков: работы на персональных компьютерах; техники и механизации торговых расчетов (работа на кассовых аппаратах); основ предпринимательской деятельности и др. С начала 2017 года в таких семинарах приняли участие 24 человека.

#ДарьяМорозова #ОмбудсменДНР #ДНР #Донецк #Донбасс