Соблюдение дистанции, интервала и правил встречного разъезда как важнейшая мера профилактики ДТП в осенне-зимний период

Новости Правовой ликбез, обращения граждан

Уполномоченный по правам человека в Донецкой Народной Республике разъясняет важность соблюдения водителями соответствующей дистанции, интервала, правил встречного разъезда при управлении автотранспортными средствами, так как нарушение установленных предписаний приводит к большому количеству дорожно-транспортных происшествий, особенно в осенне-зимний период.

Так, пункт 1.10 Правил дорожного движения Донецкой Народной Республики, утвержденных Постановлением Совета Министров ДНР № 3–12 от 12.03.2015, (действующего в ред. Постановлений Совета Министров ДНР № 5–12 от 29.03.2017, № 2–39 от 13.09.2018, ред. Постановления Правительства ДНР от 07.10.2020 № 64-2, (далее – ПДД ДНР), гласит следующее.

Безопасная дистанция – расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, которое в случае его внезапного торможения или остановки позволит водителю транспортного средства, движущегося сзади, избежать столкновения без выполнения какого-либо маневра.

Безопасный интервал – расстояние между боковыми частями движущихся транспортных средств либо между ними и другими объектами, при котором гарантирована безопасность дорожного движения.

Пункты 13.1., 13.3. ПДД ДНР устанавливают, что водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей перевозимого груза и состояния транспортного средства обязан соблюдать безопасную дистанцию и безопасный интервал. При обгоне, опережении, объезде препятствия или встречном разъезде необходимо соблюдать безопасный интервал, чтобы не создавать опасности для дорожного движения.

Зачастую можно наблюдать ситуации, когда во время совершения автомобилем «экстренного» торможения транспортное средство, движущееся сзади, попросту не успевает должным образом осуществить остановку, не совершая при этом различных маневров в виде «обгона» или «перестроения» во избежание столкновения, что свидетельствует о неверной оценке дистанции. Вместе с тем, нередкостью является и возникновение дорожно-транспортного происшествия в связи с несоблюдением безопасного интервала. Например, во время движения в городских условиях при осуществлении водителем «перестроения» (то есть, выезда из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения, п. 1.10 ПДД ДНР). Следствием этого являются поврежденные боковые зеркала автомобиля, двери, а при нарушении безопасной дистанции и более серьезные последствия в виде необходимости осуществления дорогостоящего ремонта транспортных средств или невозможности их восстановления в принципе.

Кроме того, п. 13.2. ПДД ДНР регламентирует, что на дорогах вне населенных пунктов водители транспортных средств, скорость которых не превышает 40 км/ч, обязаны соблюдать такую дистанцию, чтобы транспортные средства, осуществляющие обгон, имели возможность беспрепятственно вернуться на ранее занимаемую полосу движения.

Это требование не действует, если водитель тихоходного транспортного средства подает предупреждающие сигналы о выполнении обгона или объезда.

Вне населенных пунктов, на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м обязан поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

В связи с упомянутым обеспечение безопасной дистанции для других участников дорожного движения при выполнении ими различного рода маневров также выступает неотъемлемой обязанностью водителей, управляющих вышеуказанным транспортом.

В соответствии с п. 13.4. ПДД ДНР, если встречный разъезд затруднен, водитель, на полосе движения которого имеется препятствие или габариты управляемого им транспортного средства мешают встречному движению, обязан уступить дорогу. На участках дорог, обозначенных знаками «Крутой подъем» и «Крутой спуск» при наличии препятствия уступить дорогу обязан водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Осуществление встречного разъезда порой не всегда происходит с учетом выше обозначенных знаков и других предписаний, что является нарушением со стороны водителей, каждый из которых «намерен» в первоочередном порядке следовать движению.

Таким образом, выбор дистанции, интервала, соблюдение правил встречного разъезда могут сыграть решающую роль относительно риска возникновения аварийной ситуации в целом, а также определить дальнейший исход развития дорожнотранспортного происшествия, и, соответственно, его последствия.