лого
Горячая линия: 071-301-73-52 (по общим вопросам) ; 071-404-69-29 (по вопросу без вести пропавших и обмена пленными ) ombudsman_dnr@mail.ru

В рамках проходящей с 6 по 12 ноября Недели науки и мира Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике с целью правового просвещения населения информирует жителей ДНР о правах  потребителя в Республике.

Отношения, возникающие между потребителями и производителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются Законом Донецкой Народной Республики №53–IНС от 05.06.2015 «О защите прав потребителей». Указанным нормативным правовым актом также устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, а также право на получение информации относительно приобретаемой продукции или услуги.

В случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель на протяжении гарантийного срока имеет право требовать:

– расторжения договора и возмещение понесенных им убытков, а также возвращения уплаченной за товар  денежной суммы;

– замены на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя), товар с соответствующим перерасчетом покупной цены;

– возмещение расходов на устранение недостатков товара.

Гарантийным сроком считается период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе, услуге) недостатка производитель (исполнитель) продавец, уполномоченная организация или уполномоченное физическое лицо – предприниматель, импортер обязаны удовлетворить  требования потребителя в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Расторжение договора и возврат  уплаченной за товар суммы

 В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока  существенных недостатков, возникших по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости заключением экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки , установленные законодательством Донецкой Народной Республики и на основании обязательных для сторон правил или договора, имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:

  • расторжения договора и возвращения оплаченной за товар денежной суммы;
  • замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя) товаров.

В указанных случаях требования потребителя предъявляются на выбор потребителя по месту покупки товара, производителю или предприятию, которое удовлетворяет эти требования.

Замена товара

В соответствии со статьей 9 Закона ДНР «О защите прав потребителей», потребитель в течение 14 дней, не считая дня покупки, имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам. Обмен товара надлежащего качества производится, если он не использовался, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный потребителю вместе с проданным товаром(чек).

Также следует отметить, что обращение потребителя по вопросу качества товара к продавцу оформляется в форме претензии.

Претензии к качеству приобретенного товара/ услуги  можно подать в магазин в письменной форме, где будет прописана причина обращения, требования и кто должен исполнить претензию. Письменная претензия готовится в 2-х экземплярах. Один экземпляр необходимо передать продавцу, администратору или другому уполномоченному лицу, на втором необходимо получить отметку о принятии претензии с указанием  даты принятия и  подписи лица, принявшего претензию.

Претензию субъекту хозяйствования можно отправить посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения (в описи сделать запись – претензия с требованиями). Документы, полученные на почте (чек, опись вложения, уведомление о вручении) нужно сохранить, ведь они  являются доказательством того, что адресату претензия отправлена.

 Следует обратить внимание на то, что требования покупателя рассматриваются после предъявления потребителем расчетного документа (чека), а относительно товаров, на которые установлен гарантийный срок, – технического паспорта или другого документа, его заменяющего, с отметкой о дате продажи. Удовлетворяются требования потребителя относительно товаров, гарантийный срок на которые не истек.

Также потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в Инспекцию по защите прав потребителей Донецкой Народной Республики. Указанный орган является специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики, осуществляющим государственный контроль по соблюдению законодательства о защите прав потребителей.

Инспекция по защите прав потребителей Донецкой Народной Республики расположена по адресу г. Донецк, ул. Челюскинцев, 184.

В случае подачи обращения необходимо приложить ксерокопию чека, подтверждающего факт покупки данного товара в определенной торговой точке (при наличии). Также в обращении необходимо указать точный адрес расположения торговой точки, название магазина (при наличии), данные предпринимателя, описание возникшей проблемы, четкие требования потребителя, данные потребителя (ФИО, адрес, телефон), дату, подпись.