По вопросам лиц, пропавших без вести в результате вооруженного конфликта, обращайтесь по телефону: +38 095-656-80-70
лого

Когда все остальные права попраны,

право на восстание становится бесспорным.

Томас Пейн

 

Ответственность за нарушения прав человека является ключевым элементом права на эффективные средства правовой защиты. Неспособность привлечь к ответственности лиц, совершивших серьёзные нарушения прав человека, такие как пытки или жестокое обращение, внесудебные казни или произвольные убийства, а также насильственные исчезновения, может привести к отдельному нарушению Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП). Кроме того, безнаказанность за эти нарушения в значительной степени способствует их повторению.

Как указано в тексте Пакта, Каждое участвующее Государство обязуется:

a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;

b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;

c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

Авторы 19-го Доклада Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине (ММПЧУ) продолжают отмечать, что украинские власти не расследуют эффективно нарушения прав человека, совершённые членами украинских вооружённых сил или служб безопасности.

«Неспособность Правительства привлечь к ответственности преступников даёт им сигнал о том, что они могут пользоваться полной безнаказанностью за нарушения прав человека, совершённые в отношении задержанных в контексте конфликта», – говорится в докладе.

В ходе мониторинга уголовных дел, связанных с конфликтом, ММПЧУ отметила, что право на справедливое судебное разбирательство и судебные гарантии часто игнорировались: «Нарушения прав человека, совершаемые членами вооружённых групп, часто игнорируются в ходе уголовного расследования, а подавляющее большинство преступников преследуются исключительно по обвинению в принадлежности к вооружённым группам». В делах лиц, подозреваемых в причастности к вооружённым группам, суды удовлетворяют ходатайства стороны обвинения о продлении срока содержания под стражей до суда, основываясь исключительно на статью 176 (5) Уголовно-процессуального кодекса Украины.

В докладе отмечается, что «при избрании и продлении срока предварительного заключения суды игнорировали индивидуальные обстоятельства, в том числе социальное положение обвиняемого, семейные обстоятельства, состояние здоровья и продолжительность времени, уже проведённого в заключении». Применение предварительного заключения должно основываться на индивидуальном определении такой необходимости и обоснованности. Досудебное содержание под стражей не должно быть обязательным для всех, кто подозревается в совершении некого преступлениям, и не должно применяться без учёта индивидуальных обстоятельств.

Для обеспечения государственной защиты прав и свобод граждан, для предотвращения любых форм дискриминации относительно реализации своих прав и свобод в Донецкой Народной Республике была учреждена должность Уполномоченного по правам человека.

Граждане могут оформить обращение к омбудсмену любыми удобными для них способами, так большую долю по-прежнему занимают устные обращения, которые поступают в ходе личной встречи с Уполномоченным, а также руководителями Аппарата, в процессе обращения в отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Уполномоченного, по телефонам «горячей линии», через веб-приемную сайта омбудсмена. Есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте.  C начала 2017 года в адрес Главного правозащитника Республики поступило 4361 обращение. В период работы c 9 по 15 сентября 2017 года 28 человек посетили личный прием Уполномоченного, 33 поступивших заявлений было принято отделом по работе с обращениями граждан, 28 звонков поступило по телефонам «горячей линии». По электронной почте Аппарата Уполномоченного пришло 29 электронных обращений, а также 7 письменных обращений было принято к рассмотрению, 5 – рассмотрено из ранее поступивших обращений, 6 гражданам Республики была предоставлена юридическая консультация.

Все поступающие обращения можно разделить на 4 категории: нарушения в сфере уголовного права – 245 обращений, нарушения в сфере гражданского права – 472 обращения, административно-правовые нарушения в адрес граждан ДНР – 2 обращения, вопросы социального и гуманитарного характера – 3642 обращения (диаграмма 1).

 

 Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 15.09.2017г

 

Количество обращений в сфере уголовного права

Количество обращений в сфере гражданского права

Административно-правовые нарушения в отношении граждан

Вопросы социального и гуманитарного характера

 

Из всей входящей корреспонденции, которая поступает в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, наиболее актуальной остается та, которая связанна с вопросами реализации социальных прав граждан и нарушением этих прав. К этому перечню относятся вопросы: о выплате пенсий и социальных пособий – 514 обращений; предоставление жилья для временного проживания – 436 обращений; порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья – 95 обращений; получение гуманитарной помощи – 165 обращений; трудоустройство – 149 обращений; оформление документов и выезда на территорию других государств – 11 обращений; поиск пропавших без вести – 166 обращений; утрата документов, удостоверяющих личность – 305 обращений; жилищно-коммунальные вопросы – 199 обращений; получение временной прописки – 201 обращение; другие вопросы социально–гуманитарного характера – 1401 обращение (диаграмма 2).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан по вопросам социального и гуманитарного характера, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 15.09.2017г., единиц

 

Выплата пенсий и социальных пособий

Получение гуманитарной помощи

Поиск пропавших безвести военнослужащих

Жилищно-коммунальные вопросы

Предоставление жилья для временного проживания

Трудоустройство

Поиск пропавших безвести гражданских лиц

Получение временной прописки

Порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья

Оформление документов и выезда на территорию других государств

Утрата документов, удостоверяющих личность

Другие вопросы

 

По территориальной принадлежности наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступает из г. Донецка (Диаграмма 3).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 15.09.2017г

 

Донецк

Енакиево

Снежное

Ясиноватая

Старобешевский район

Горловка

Ждановка

Торез

Амросиевский район

Тельмановский район

Дебальцево

Кировское

Харцызск

Марьинский район

Шахтерский район

Докучаевск

Макеевка

Шахтерск

Новоазовский район

Другие населенные пункты

 

 

  1. Статистика и анализ разрушенных объектов инфраструктуры

 

Целенаправленные обстрелы украинских силовиков, влекущие за собой разрушения частной собственности и объектов инфраструктуры, – вот ежедневная реальность прифронтовых районов Донецкой Народной Республики.

По состоянию на 07 сентября 2017 года вследствие военных действий в регионе было частично повреждено (разрушено) более 11406 объектов инфраструктуры.

В г. Донецке разрушено более 6842 объектов, в г. Дебальцево – 268 ед., в г. Горловке – 528 ед., в г. Докучаевске – 91 ед., в г. Енакиево – 309 ед., в г. Ждановке – 91 ед., в г. Кировское – 75 ед., в г. Макеевке – 1113 объектов, в г. Снежное – 55 ед., в г. Торезе – 122 ед., в г. Харцызске – 750 ед., в г. Шахтерске – 75 ед., в г. Ясиноватая – 582 ед., в Амвросиевском  районе – 278 ед., в Волновахском районе – 3 ед., в Марьинском районе – 24 ед., в Новоазовском районе – 17 ед., в Старобешевском районе – 57 ед., в Тельмановском районе – 93 ед., в Шахтерском районе – 33 ед..

В разрезе отраслей разрушено:

— 6247 жилых домов;

— 770 линий электропередач и пунктов распределения электроэнергии;

— 176 объектов теплоснабжения;

— 49 объектов водоснабжения;

— 2669 объектов газоснабжения;

— 14 объектов в сфере водоотведения и канализационного хозяйства;

— 102 объекта здравоохранения;

— 516 объектов общеобразовательных учебных заведений (школы и детские сады);

— 59 объектов профессионально — технических учебных заведений;

— 62 объекта высших учебных заведений;

— 26 объектов в сфере физической культуры и спорта;

— 55 объектов учреждений культуры;

— 241 объект дорожно-транспортной инфраструктуры;

— 63 объекта промышленного производства;

— 89 объектов торговых предприятий;

— 268 объектов других сфер.

Согласно официальным данным по состоянию на 27 июля 2017 года в Донецкой Народной Республике из 2823 ед. поврежденных государственной и коммунальной форм собственности объектов восстановлено – 531 ед., 2292 ед. – осталось восстановить.

 

  1. Учет смертности, полученных ранений мирных жителей и военнослужащих в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики

 

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике почти ежедневно фиксирует нарушение украинской стороной базовых прав жителей Донбасса: право на жизнь, на безопасность личности, право на неприкосновенность жилища.

8 сентября в результате вооруженных провокаций украинских силовиков в районе города Ясиноватая между селами крутая Балка и Каменка огнестрельное сквозное ранение брюшной полости   получил  гражданский мужчина 1971 года рождения

11 сентября в  результате артиллерийского обстрела села Безыменное  Новоазовского района сквозное огнестрельное ранение области левого коленного сустава и левой голени получил защитник Республики 1992  года рождения.

13 сентября в результате боевых действий в районе села Сосновка Новоазовского района множественные огнестрельные осколочные ранения получил военнослужащий Республики  47 лет

В Юнокоммунарске жертвой собственной беспечности стал гражданский мужчина 27 лет получив минно-взрывную травму, травматическую ампутацию левой кисти в результате неосторожного обращения со взрывоопасным предметом.

14 сентября в Петровском районе города Донецк в результате боевых действий военнослужащий Республики 1998 года рождения получил минно-взрывную травму, проникающие огнестрельное ранение, геморрагический шок.

 

С 8 по 14 сентября 2017 года на территории Донецкой Народной Республики ранение в результате вооруженной агрессии со стороны Украины получили 5 человек, из них 3 военнослужащих Республики и 2 гражданских  мужчины.

С 1 января по 14 сентября 2017 года на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести получили 494  человека, среди которых 296 военнослужащих Республики и 198 мирных  жителей, в том числе 11 детей в возрасте до 18 лет.

С 8 по 14 сентября 2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли  5 человек,  все они  военнослужащие Республики.

С 1 января по 14 сентября 2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 225 человек, среди которых 199 военнослужащих и 26 мирных жителей, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет.

Уточним, что с начала вооруженного конфликта в Донецкой Народной Республике погибли 4514 человек, среди которых 605 женщин и 3909  мужчин, в том числе 75 детей в возрасте до 18 лет.

В Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике продолжает поступать официально подтвержденная информация о лицах, которые получили ранения с начала конфликта. На данный момент эта информация обрабатывается и в дальнейшем будет включена в общую статистику пострадавших.

 

  1. Учет пленных и пропавших без вести военнослужащих

и гражданского населения

 

На территории Украины регулярно наблюдаются необоснованные задержки в судебных процессах с участием задержанных политически преследуемых сторонников Республики. При этом, обвиняемые остаются под стражей.

В своем 19-ом Докладе Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине вновь напоминает представителям судебной системы Украины о том, что лица, обвиняемые в совершении уголовных преступлений, имеют право на судебное разбирательство без необоснованных задержек; лица, которые остаются под стражей, должны подлежать суду как можно скорее или же эти лица должны быть освобождены из-под стражи в ожидании суда. Кроме того, чересчур длительное предварительное заключение может поставить под угрозу презумпцию невиновности.

Помимо прочего, Управлением Верховного комиссара по правам человека также были задокументированы случаи, когда задержанные в следствии военного конфликта были вынуждены признать свою вину в следствие давления, угроз, пыток и жестокого обращения. При этом, их жалобы не были в полной мере рассмотрены судебной системой Украины.

На текущей неделе в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике поступило 2 заявления о задержании.

Так, женщина 1963 года рождения, проживающая в г. Мелитополь, была задержана в августе 2017 года; в Черкасской области был задержан мужчина. Все задержания проводились сотрудниками СБУ.

Заявлений о пропаже без вести на текущей неделе не поступало.

По оперативным данным по состоянию на 15.09.2017 украинской стороной удерживается 488 человек, в том числе:

267 человек, нахождение которых на украинской территории подтверждено.

218 человек, информация по которым отсутствует или уточняется украинской стороной.

Местонахождение шести человек было установлено на территории Донецкой Народной Республике; четыре человека были освобождены ранее и находятся на свободе; один человек был перенесен в список пропавших без вести по причине отсутствия информации о местонахождении.

По состоянию на 15 сентября 2017 года в списке лиц, пропавших без вести, числится 510 человек, возможно, они также находятся в украинском плену.

 

  1. Учет вынужденно перемещенных лиц

 

Как известно, жизнь вынужденного переселенца – это преодоление каждодневных трудностей и препятствий, что требует невероятной стойкости и выдержки.  Людям, которые были вынуждены бежать от военных действий, приходится постоянно отстаивать свои права в Украине. Так, 4 сентября под зданием Кабинета министров Украины состоялась акция протеста. Переселенцы собрались для того, чтобы защитить свое право на жилье.

Закон №1954, вступивший в силу еще полгода назад, так и не был реализован. Закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» по реализации государственных жилищных программ» предусматривает для переселенцев возможность покупки ипотечного жилья под 7% годовых или за 50% стоимости, другие 50% стоимости жилья оплатит государство. Проблема реализации закона состояла в том, что переселенцы должны были вставать на квартирный учет на неподконтрольных Украине территориях, где невозможно оформить документы украинского образца.

В результате акции, правительственный комитет одобрил изменения к постановлению №140 от 11 февраля 2009 года «О порядке обеспечения граждан доступным жильем». Внесенные изменения предусматривают для переселенцев право на участие в программе «Доступное жилье» при условии, что они не имеют в собственности жилья на подконтрольной украинской власти территории.

Следует учесть, что жилье – это наиболее острая проблема, с которой сталкиваются вынуждены переселенцы, это жизненная необходимость любого человека. Как показывает практика, только радикальные методы, такие как проведение митингов и объявление голодовки, могут заставить украинское правительство соблюдать законные права граждан.

В Донецкой Народной Республике были созданы пункты временного размещения (ПВР), где любой гражданин может получить временное жилье, если он в этом нуждается. На сегодняшний день в ПВР АУПЧ проживает 1239 вынужденных переселенцев, в том числе 246 несовершеннолетних детей. С начала военного конфликта было выдано 5207 направлений на поселение в ПВР АУПЧ. Из них – 313 в 2017 году. Все ПВР АУПЧ находятся под пристальным вниманием Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике. Сотрудники Аппарата осуществляет еженедельный мониторинг ПВР с целью своевременного реагирование на различные нужды жителей. Аппарат делает все возможное, чтобы улучшить социально-бытовые условия людей, проживающих в ПВР.

В период работы Аппарата с 9 по 15 сентября 2017 года по вопросам вынужденных переселенцев обратилось 86 человек, 5 из которых было выдано направление на поселение в ПВР АУПЧ в г. Донецк.

На данный момент имеется 1299 свободных мест для поселения вынужденных временных переселенцев. Из них: в пунктах временного размещения по всей территории Донецкой Народной Республики (включая ПВР Аппарата омбудсмена) – 1299 мест; мест в ПВР Аппарата Уполномоченного – 427.

Напомним, что с начала военного конфликта вынужденными временными переселенцами на Донбассе зарегистрировано 7842 человека, в том числе 2026 детей в возрасте до 18 лет. На территории Республики открыто 64 пункта временного размещения. Из них 56 функционируют, 8 остаются в резерве.

В указанных ПВР проживает 2871 человек, в том числе 561 несовершеннолетний ребенок, 4971 человек проживает в жилом фонде ДНР, в том числе 1465 детей в возрасте до 18 лет.

 

  1. Трудоустройство граждан Донецкой Народной Республики

 

В настоящее время в Донецкой Народной Республике особую актуальность приобретает вопрос совершенствования договорного регулирования отношений в сфере труда. С целью усовершенствования трудового законодательства в ДНР был утвержден новый приказ, который предусматривает порядок содействия и постановки на учет лиц ищущих работу в независимости от регистрации их места жительства.

Согласно Приказа Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 11 августа 2017 года №91/5 утвержден Порядок ведения учета лиц, ищущих работу, в территориальных органах Республиканского центра занятости, который определяет саму процедуру ведения такого учета и вступил в силу 06.09.2017.

Порядком предусмотрено, что за оказанием услуг в содействии трудоустройству и постановки на учет как ищущих работу, лица могут обращаться в городские и районные центры занятости независимо от регистрации места жительства, с предъявлением следующих документов:

— паспорта или документа, его заменяющего;

— свидетельства о рождении (для лиц, которым не исполнилось 16 лет);

— регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов (лицами, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, предъявляется справка, выданная органами налогов и сборов или соответствующая отметка в паспорте);

— трудовой книжки или ее дубликата (трудового договора, гражданско-правового договора или документа, который подтверждает период занятости) (при наличии);

— диплома или другого документа об образовании и (или) о квалификации, документа или документов об обучении (при наличии).

По данным центра, по состоянию на 15 сентября 2017 года в единой базе данных центров занятости имелось 29,8 тыс. вакансий. По состоянию на 15 сентября 2017 года  состояло на учете в центрах занятости Республики 40,1 тыс. лиц, ищущих работу, из них: трудоустроены – 33,1 тыс. человек, в том числе на постоянную работу – 17,2 тыс. человек, на работы временного характера –15,9 тыс. человек.

Донецким центром профессионально-технического образования Республиканского центра занятости постоянно проводятся бесплатные семинары для населения для получения практических навыков: работы на персональных компьютерах; техники и механизации торговых расчетов (работа на кассовых аппаратах); работы в программе «1С: Бухгалтерия 8.2.»; основ предпринимательской деятельности; обработки и художественного оформления текстильных и швейных изделий и др. С начала 2017 года в таких семинарах приняли участие 298 человека.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Яндекс.Метрика