По вопросам лиц, пропавших без вести в результате вооруженного конфликта, обращайтесь по телефону: +38 095-656-80-70
лого

28 июня 1996 года на сессии Верховной Рады была принята Конституция Украины. Как высший законодательный акт она определила базовые принципы организации высших органов государства и местного самоуправления, их взаимоотношения и компетенцию, а также права, свободы и обязанности человека и гражданина. Документ содержал 15 разделов и 161 статью. Украина провозглашалась президентско-парламентской республикой. Кабинет Министров, согласно первой Конституции назначался президентом по предложению премьера. Главу правительства также назначал президент с согласия парламента.

На всеукраинском референдуме, к сожалению, Конституция Украины не принималась. Вряд ли можно с уверенностью сказать, что этот документ полностью отображал интересы граждан, проживающих на территории Украины. Каждый президент Украины вносил свои изменения в Конституцию, писав, таким образом, главный Закон государства под себя. Но при этом все изменения не соответствовали запросам общества, а иногда даже противоречили им, отсутствовала единая безальтернативная трактовка всех норм.

Первым внести изменения в Конституцию инициировал Леонид Кучма в 2000 году с помощью всенародного референдума. На голосование вынесли вопрос о введении двухпалатного парламента, право президента распускать парламент, уменьшение количества депутатов с 450 до 300 и лишения депутатов неприкосновенности. Но ни одно из предложений так и не нашло достаточного количества голосов избирателей. И после этого для изменений Конституции никогда не использовался референдум в качестве единственного механизма, подтверждающего прямое народное волеизъявление.

В 2004 во время первого Майдана Леонид Кучма решился на переголосование при условии принятия Конституционной реформы. В результате Украина изменила форму правления с президентско-парламентской на парламентско-президентскую. Также реформа продлила срок полномочий депутатов Рады с 4 до 5 лет. Однако полноценной Конституционной реформы в стране так и не случилось.

В 2010 депутаты в парламенте отправили в Конституционный суд запрос с просьбой пересмотреть Конституционные реформы 2004. Тогда суд отменил действия Конституции-2004 и вернул Конституцию-1996. Так Украина снова вернулась к президентско-парламентской республике.

В 2014 после государственного переворота нелегитимная новая власть решила отменить решение Конституционного суда, не смотря на то, что это было проявлением полной узурпации и прямым нарушением Конституции. 21 февраля Рада приняла закон о внесении изменений в Конституцию, которые «возвращают» в нее положения от 2004.

В 2015новый «гарант Конституции» Петр Порошенко пообещал провести децентрализацию, которая предусматривала бы внесение  изменений в Конституцию. Однако он заверил, что переписывать Конституцию ради изменения формы правления не будет. По его словам, изменения в Конституции должны «иметь точечный характер», а парламентско-президентская форма правления должна оставаться.

Статья 68 Конституции Украины гласит, что каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, однако вооруженная агрессия против жителей Донбасса в течение трех лет подтверждает обратное.

С целью урегулирования вооруженного конфликта был подписан Комплекс Мер по выполнению Минских соглашений. Так 11 пункт предписывает проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Минские Соглашения предусматривают создание Закона, который бы регламентировал и защищал права русскоязычного Донбасса, но украинские власти по-прежнему жонглируют понятиями, уходя от выполнения договоренностей. Так в Конституцию Украины вносятся все новые и новые поправки, подаются проекты о защите прав крымско-татарского населения, а права жителей Донбасса так и остаются без внимания. А сами жители постоянно находятся под огнем украинской артиллерии.

Права человека в Донецкой Народной Республике патронируются Уполномоченным по правам человека и его Аппаратом. Граждане могут оформить обращение к омбудсмену любыми удобными для них способами, так большую долю по-прежнему занимают устные обращения, которые поступают в ходе личной встречи с Уполномоченным, а также руководителями Аппарата, в процессе обращения в отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Уполномоченного, по телефонам «горячей линии», через веб-приемную сайта омбудсмена. Есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте.  C начала 2017 года в адрес Главного правозащитника Республики поступило 3033 обращения. В период работы c 24 по 30 июня 2017 года 45 человек посетили личный прием Уполномоченного, 40 поступивших заявлений было принято отделом по работе с обращениями граждан, 63 звонка поступило по телефонам «горячей линии». По электронной почте Аппарата Уполномоченного пришло 24 электронных обращения, а также 9 письменных обращений было принято к рассмотрению, 18 – рассмотрено из ранее поступивших обращений, 32 гражданам Республики была предоставлена юридическая консультация.

Все поступающие обращения можно разделить на 4 категории: нарушения в сфере уголовного права – 176 обращений, нарушения в сфере гражданского права – 314 обращений, административно-правовые нарушения в адрес граждан ДНР – 2 обращения, вопросы социального и гуманитарного характера – 2541 обращение (диаграмма 1).

 

 Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 30.06.2017г

 

Количество обращений в сфере уголовного права

Количество обращений в сфере гражданского права

Административно-правовые нарушения в отношении граждан

Вопросы социального и гуманитарного характера

 

Из всей входящей корреспонденции, которая поступает в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, наиболее актуальной остается та, которая связанна с вопросами реализации социальных прав граждан и нарушением этих прав. К этому перечню относятся вопросы: о выплате пенсий и социальных пособий – 364 обращений; предоставление жилья для временного проживания – 327 обращений; порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья – 59 обращений; получение гуманитарной помощи – 139 обращений; трудоустройство – 121 обращение; оформление документов и выезда на территорию других государств – 8 обращений; поиск пропавших без вести – 101 обращение; утрата документов, удостоверяющих личность – 255 обращений; жилищно-коммунальные вопросы – 151 обращение; получение временной прописки – 159 обращений; другие вопросы социально–гуманитарного характера – 857 обращений (диаграмма 2).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан по вопросам социального и гуманитарного характера, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 30.06.2017г., единиц

 

Выплата пенсий и социальных пособий

Получение гуманитарной помощи

Поиск пропавших безвести военнослужащих

Жилищно-коммунальные вопросы

Предоставление жилья для временного проживания

Трудоустройство

Поиск пропавших безвести гражданских лиц

Получение временной прописки

Порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья

Оформление документов и выезда на территорию других государств

Утрата документов, удостоверяющих личность

Другие вопросы

 

По территориальной принадлежности наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступает из г. Донецка (Диаграмма 3).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 30.06.2017г

 

Донецк

Енакиево

Снежное

Ясиноватая

Старобешевский район

Горловка

Ждановка

Торез

Амросиевский район

Тельмановский район

Дебальцево

Кировское

Харцызск

Марьинский район

Шахтерский район

Докучаевск

Макеевка

Шахтерск

Новоазовский район

Другие населенные пункты

 

  1. Статистика и анализ разрушенных объектов инфраструктуры

 

Целенаправленные обстрелы украинских силовиков, влекущие за собой разрушения частной собственности и объектов инфраструктуры, – вот ежедневная реальность прифронтовых районов Донецкой Народной Республики.

По состоянию на 22 июня 2017 года вследствие военных действий в регионе было частично повреждено (разрушено) более 11375 объектов инфраструктуры.

В г. Донецке разрушено более 6825 объектов, в г. Дебальцево – 268 ед., в г. Горловке – 526 ед., в г. Докучаевске – 91 ед., в г. Енакиево – 309 ед., в г. Ждановке – 91 ед., в г. Кировское – 75 ед., в г. Макеевке – 1111 объектов, в г. Снежное – 54 ед., в г. Торезе – 118 ед., в г. Харцызске – 750 ед., в г. Шахтерске – 75 ед., в г. Ясиноватая – 577 ед., в Амвросиевском  районе – 278 ед., в Волновахском районе – 3 ед., в Марьинском районе – 24 ед., в Новоазовском районе – 17 ед., в Старобешевском районе – 57 ед., в Тельмановском районе – 93 ед., в Шахтерском районе – 33 ед..

В разрезе отраслей разрушено:

— 6236 жилых домов;

— 769 линий электропередач и пунктов распределения электроэнергии;

— 175 объектов теплоснабжения;

— 46 объектов водоснабжения;

— 2669 объектов газоснабжения;

— 14 объектов в сфере водоотведения и канализационного хозяйства;

— 102 объекта здравоохранения;

— 512 объектов общеобразовательных учебных заведений (школы и детские сады);

— 59 объектов профессионально — технических учебных заведений;

— 62 объекта высших учебных заведений;

— 26 объектов в сфере физической культуры и спорта;

— 54 объекта учреждений культуры;

— 240 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;

— 59 объектов промышленного производства;

— 89 объектов торговых предприятий;

— 263 объекта других сфер.

Согласно официальным данным по состоянию на 06 июня 2017 года в Донецкой Народной Республике из 2813 ед. поврежденных государственной и коммунальной форм собственности объектов восстановлено – 530 ед., 2283 ед. – осталось восстановить.

 

  1. Учет смертности, полученных ранений мирных жителей и военнослужащих в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики

 

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике почти ежедневно фиксирует нарушение украинской стороной базовых прав жителей Донбасса: право на жизнь, на безопасность личности, право на неприкосновенность жилища.

23 июня в результате  обстрела вооруженными силами Украины г.Докучаевск    пулевое ранение верхней трети бедра правой ноги   получила гражданская женщина 1963 года рождения.

В результате вооруженных провокаций украинских силовиков в поселке Коминтерново Новоазовского района слепое осколочное ранение тазовой области справа получил военнослужащий Республики 1978 года рождения.

25 июня в результате артиллерийского обстрела в районе Авдеевской промзоны осколочное ранение верхней губы, проникающее в полость рта. Инородное тело (пуля) в мягких тканях верхней губы у гражданского мужчины 30 лет.

26 июня в результате боевых действий под селом Васильевка Ясиноватского района огнестрельное ранение навылет левого запястья получил военнослужащий Республики 1993 года рождения

27 июня в результате боевых действий в районе города Ясиноватая минно-взрывные травмы получили военнослужащие Республики 1977, 1976, 1985 года рождения. Также у 32 летнего защитника Республики получен ушиб грудной клетки слева и сотрясение головного мозга.

28 июня в результате вооруженных провокаций украинских силовиков в районе города Дебальцево минно-взрывную травму, осколочное ранение правой голени получил военнослужащий Республики 28 лет.

В результате боевых действий в  районе села Широкино Новоазовского района  минно-взрывную травму, перелом челюсти слева, перелом слуховой дуги  получил военнослужащий Республики 1987 года рождения.

В результате боевых действий под Ясиноватой минно-взрывные травмы получили  семь защитников Республики, осколочное  ранение получил  военнослужащий Республики 31 года, еще один военнослужащий 1985 года рождения получил  открытый перелом левой локтевой кисти.

29 июня в результате вооруженных провокаций украинских силовиков в районе города Ясиноватая  минно-взрывную травму, проникающее ранение правой плевральной полости с повреждением правого легкого получил военнослужащий Республики 37 лет.

 

С 23 по 29 июня 2017 года на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести в результате вооруженной агрессии со стороны Украины получили  20 человек, из них 18 военнослужащих Республики, 1 гражданская  женщина, 1 гражданский мужчина.

С 1 января по 29 июня 2017 года на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести получили  385 человек, среди которых 227 военнослужащих Республики и 158 мирных  жителей, в том числе 9 детей в возрасте до 18 лет.

С 23 по 29 июня 2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 2 человека, среди которых 1 военнослужащий Республики, 1 гражданский мужчина. Так гражданский мужчина 1960 года  рождения  погиб   28  июня  в  результате обстрела пгт Старомихайловка  Кировского района города Донецка.

С 1 января по 29 июня  2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 172 человека, среди которых 151 военнослужащий и 21 мирный  житель, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет.

 

Уточним, что с начала вооруженного конфликта в Донецкой Народной Республике погибли 4461  человек, среди которых 604 женщины и 3857 мужчин, в том числе 75 детей в возрасте до 18 лет.

В Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике продолжает поступать официально подтвержденная информация о лицах, которые получили ранения с начала конфликта. На данный момент эта информация обрабатывается и в дальнейшем будет включена в общую статистику пострадавших.

 

  1. Учет пленных и пропавших без вести военнослужащих

и гражданского населения

 

Украинская сторона продолжает брать в заложники сторонников Республик. Так 24 июня в районе трассы Бахмутской украинские силовики захватили в плен военнослужащих Луганской Народной Республики и применили противоправные действия, а именно пытки и истязания по отношению к защитникам Родины. При захвате в плен двоих военнослужащих Республики силовики зверски убили и еще четверых взяли в плен.

В ходе судебно-медицинской экспертизы тел погибших военнослужащих Луганской Народной Республики, эксперт заключили, что меры физического воздействия к военнослужащим применялись непосредственно при захвате в плен и были прижизненными. Следовательно, можно констатировать, что в люди испытывали мучения и истязания во время причинения им телесных повреждений, которые в последствие повлекли за собой смерть.

«К ним применялись пытки и истязания для того, чтобы получить определенного рода информацию, которая интересует украинскую сторону», — заявил советник юстиции ЛНР Леонид Ткаченко.

На текущей неделе в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике поступило 4 заявления о взятии в плен.

Все задержания проводись в июне 2017 года. Так, мужчина 1951 года рождения был арестован в собственном доме в Красноармейском районе, мужчина 1947 года поехал получать пенсию на территорию, подконтрольную украинским властям, и был задержан сотрудниками СБУ в с. Гнутово, еще один мужчина был задержан на КПП «Новотроицкое».

Также поступило 8 заявлений о пропаже без вести. 5 человек пропали в августе 2014 года во время боевых действий под г.Углегорск, 2 человека пропали в июне 2014 года во время боевых действий под г.Славянск, еще один мужчина пропал в январе 2015 года во время боевых действий под г. Авдеевка.

По оперативным данным по состоянию на 30.06.2017 украинской стороной удерживается 684 человека, в том числе:

419 человек, нахождение которых на украинской территории подтверждено.

248 человек, информация по которым отсутствует или уточняется украинской стороной.

Было установлено, что три человека были освобождены ранее и находятся на свободе, 2 человека погибли.

В связи с отсутствием полных контактных данных, которые позволили бы установить нахождение конкретного лица на украинской территории, учитывая то, что судьбой данных лиц никто не интересуется более двух лет, 50 человек были перенесены в список лиц, без вести пропавших.

17 человек, по которым подан запрос украинской стороне впервые.

По состоянию на 30  июня 2017 года в списке лиц, пропавших без вести, числится 508 человек.

Аппарат Уполномоченного по правам человека продолжает уточнять информацию о лицах, задержанных украинской стороной, статистические данные могут изменяться.

В целях безопасности лиц, удерживаемых украинской стороной, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не придает огласке принадлежность к категориям: «военнослужащий», «задержанный по политическим мотивам» или «гражданское лицо, не имеющее никакого отношения к конфликту».

 

  1. Учет вынужденных временных переселенцев

 

Война, развязанная Украиной на территории Донбасса против собственного народа, больно ударила по сотням тысяч простых жителей, которые были вынуждены покинуть свои дома, чтобы сохранить жизнь. В условиях напряженной политической ситуации проблема вынужденных переселенцев остается одной из наиболее актуальных. Переселенцы вынуждены искать временное жилье и средства к существованию. Многие семьи вынужденных переселенцев имеют несовершеннолетних детей, при этом более трети семей составляют неполные или многодетные семьи. Также из числа вынужденных переселенцев значительную долю составляют лица пенсионного возраста и инвалиды. Семьи лишившегося привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных материальных условиях, при отсутствии постоянного место проживания, работы крайне уязвимы.

Привыкнуть к другим условиям жизни сразу непросто. Как и в любой незнакомой обстановке необходимо время на адаптацию. Проблемы адаптации к новым условиям в первую очередь затрагивают детей вынужденно перемещенных лиц, причем если взрослые люди, несмотря на проблемы, могут осознать необходимость перемен и примириться с этим, то психика детей не выдерживает напора травмирующих ситуаций и напряженной обстановки в целом.

Психологическую помощь вынужденным внутренним переселенцам оказывают психологи Аппарата Уполномоченного по правам человека в ДНР. Они проводят мероприятия, направленные на скорейшую адаптацию людей на новом месте, а также оказывают реабилитационную помощь.

В Донецкой Народной Республике граждане, которые нуждаются в получении временного жилья, не лишены возможности обратиться в государственные учреждения Республики для получения направления на поселение в пункты временного размещения (ПВР). В Республике вопросами вынужденных временных переселенцев занимается непосредственно Аппарат Уполномоченного по правам человека.

На сегодняшний день в ПВР АУПЧ проживает 1272 вынужденных переселенцев, в том числе 250 несовершеннолетних детей. С начала военного конфликта было выдано 5136  направлений на поселение в ПВР АУПЧ. Из них – 242 в 2017 году. Все ПВР АУПЧ находятся под пристальным вниманием Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике. Сотрудники Аппарата осуществляет еженедельный мониторинг ПВР с целью своевременного реагирование на различные нужды жителей. Аппарат делает все возможное, чтобы улучшить социально-бытовые условия людей, проживающих в ПВР.

В период работы Аппарата с 24 по 30 июня 2017 года по вопросам вынужденных переселенцев обратились 25 человек, 5-м из которых были выданы направления на поселение в ПВР АУПЧ в г. Донецк.

На данный момент имеется 1401 свободное место для поселения вынужденных временных переселенцев. Из них: в пунктах временного размещения по всей территории Донецкой Народной Республики (включая ПВР Аппарата Омбудсмена) – 1345 мест; мест в ПВР Аппарата Уполномоченного – 437; в жилом фонде ДНР – 56 мест.

Напомним, что с начала военного конфликта вынужденными временными переселенцами в Донбассе зарегистрировано 7949 человек, в том числе 2067 детей в возрасте до 18 лет. На территории Республики открыто 68 пунктов временного размещения. Из них 57 функционируют, 11 остаются в резерве. В указанных ПВР проживает 2875 человек, в том числе 571 несовершеннолетний ребенок, 5074 человека проживают в жилом фонде ДНР, в том числе 1496 несовершеннолетних детей  возрастом до 18 лет.

 

  1. Трудоустройство граждан Донецкой Народной Республики

 

Неотъемлемым правом каждого человека, в том числе и людей с ограниченными возможностями, является право на труд. Предоставление рабочих мест для людей с ограниченными возможностями  определяется комплексом многих факторов, но важнейшим из которых является именно государственная социальная политика. Необходимо понимать, что трудоустройство инвалидов – это связующие звено на пути построения цивилизованного и современного общества, где права людей обязаны быть равными.

В Донецкой Народной Республике  постановлением Совета Министров от 15.05.2015 года был принят закон «О социальной защите инвалидов», который определяет государственную политику в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями. Данный закон регулирует права инвалидов и их обеспечение наравне с другими гражданами в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, которые прописаны в Конституции Донецкой Народной Республики, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и иными нормативно правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Стоить отметить, что в Донецкой Народной Республике наметилась положительная динамика в вопросе трудоустройства инвалидов. Это обусловлено принятием постановления от 31 мая 2016 года «Об утверждении Порядка определения квоты для приема на работу инвалидов в Донецкой Народной Республике». Утвержденный Порядок определяет квоты для приема на работу инвалидов в Республике и определяет механизм установления квоты для приема на работу инвалидов на территории Донецкой Народной Республики.

«Трудоустроен 221 инвалид. Это составляет 40% от стоящих на учете в центрах занятости. За это время в прошлом году было трудоустроено лишь 23% инвалидов, стоящих на учете в центрах занятости. Количество вакансий для этой категории населения насчитывает более 600 мест в целом по Республике», – отметила директор Республиканского центра занятости Министерства труда и социальной политики ДНР Тамара Козенко.

 

В сфере трудоустройства главным органом ответственности за обеспечение населения рабочими местами является Республиканский центр занятости.

По данным центра, по состоянию на 30.06.17 в единой базе данных центров занятости имелось 17,7 тыс. вакансий. По состоянию на 30 июня 2017 года состояло на учете в центрах занятости Республики 29,9 тыс. лиц, ищущих работу, из них: трудоустроены – 24,7 тыс. человек, в том числе на постоянную работу – 10,8 тыс. человек, на работы временного характера – 13,9 тыс. человек.

Донецким центром профессионально-технического образования Республиканского центра занятости постоянно проводятся бесплатные семинары для населения для получения практических навыков: работы на персональных компьютерах; техники и механизации торговых расчетов (работа на кассовых аппаратах); работы в программе «1С: Бухгалтерия 8.2.»; основ предпринимательской деятельности; обработки и художественного оформления текстильных и швейных изделий и др. С начала 2017 года в таких семинарах приняли участие 219 человек.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Яндекс.Метрика