По вопросам лиц, пропавших без вести в результате вооруженного конфликта, обращайтесь по телефону: +38 095-656-80-70
лого

Язык есть зеркало мыслей народа;

умственный склад каждой расы отливается,

как стереотип, в ее язык, выбивается на нем, как медаль. — 

Х. Сехадор

 

Одним из вопросов, которые ментально разделяли Украину на несколько частей, более 20 лет был языковой вопрос. С одной стороны, согласно 10 статьи Конституции Украины государственным языком является украинский. Но, в этой же статье указывается, что в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского языка и языков других национальных меньшинств Украины. Использование русского языка как регионального неоднократно подтверждалось нормативно-правовыми актами, действовавшими на территории Донбасса. Но, ущемление прав русскоговорящего населения стало одной из движущих сил мирных протестов 2013-2014 годов.

Статья 24 Конституции Украины гарантирует то, что граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных или других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места проживания, по языковым или другим признакам.

По факту насильственная украинизация Донбасса стала одной из причин гражданского конфликта на территории Украины. Жители Донбасса более 20 лет считались «третьесортными» именно по причине русскоязычности.

С начала 2017 года в Верховной Раде на рассмотрении находятся три законопроекта, так или иначе регулирующие использование украинского языка. Все эти законопроекты значительно усиливают статус украинского языка во всех сферах жизни, а знание языка становится едва ли не решающим фактором для госслужащих, хотя согласно Конституции Украины любой гражданин имеет право на работу в системе государственной службы. За неисполнение данного закона, то есть неиспользование украинского языка в бытовой сфере отдельные авторы предусматривают введение денежных штрафов. Это несмотря на то, что в стране идет война, а большая часть населения признает, что их родным языком является русский. В 2012 году был принят Закон Украины «Об основах языковой политики». После неконституционной смены власти 23 февраля 2014 г. Верховная Рада пыталась отменить этот закон, однако и. о. президента Александр Турчинов отказался подписывать отмену языкового закона до принятия нового, в частности, чтобы не «расшатывать» ситуацию. Так закон «Об основах языковой политики» остался в силе до сих пор. С тех пор прошло почти три года, на территории Донбасса идет братоубийственная война, но представители украинского парламента решили, что сейчас самое удобное время для введения нового украинского языкового законодательства. Возможно, они считают, что данное решение снимет социальное напряжение в стране или снизит накал вооруженного конфликта.

Согласно Конституции Донецкой Народной Республики и русский, и украинский языки имеют равные права и возможности – оба языка являются государственными. И каждый житель самостоятельно решает, на каком языке разговаривать, думать и писать.

Права и свободы граждан Донецкой Народной Республики патронируются Уполномоченным по правам человека и его Аппаратом.

Граждане могут оформить обращение к омбудсмену любыми удобными для них способами, так большую долю по-прежнему занимают устные обращения, которые поступают в ходе личной встречи с Уполномоченным, а также руководителями Аппарата, в процессе обращения в отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Уполномоченного, по телефонам «горячей линии», через веб-приемную сайта омбудсмена. Есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте.  C начала 2017 год в адрес Главного правозащитника Республики поступило 182 обращения. В период работы с 21 по 27  января 2017 года 7 человек посетили личный прием Уполномоченного, 47 поступивших заявлений было принято отделом по работе с обращениями граждан, 38 звонков поступило по телефонам «горячей линии». По электронной почте Аппарата Уполномоченного пришло 15 электронных обращений, а также 6 письменных обращений было принято к рассмотрению, 6 – рассмотрено из ранее поступивших обращений, 35 гражданам Республики была предоставлена юридическая консультация.

Все поступающие обращения можно разделить на 4 категории:

  1. нарушения в сфере уголовного права;
  2. нарушения в сфере гражданского права;
  3. административно-правовые нарушения в адрес граждан ДНР;
  4. вопросы социального и гуманитарного характера.

По состоянию на 20.01.2017 было принято 182 обращения – все по вопросам социального и гуманитарного характера.

Из всей входящей корреспонденции, которая поступает в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, наиболее актуальной остается та, которая связанна с вопросами реализации социальных прав граждан и нарушением этих прав. К этому перечню относятся вопросы: о выплате пенсий и социальных пособий – 15 обращений, предоставление жилья для временного проживания – 35 обращений, порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья – 5 обращений, получение гуманитарной помощи – 2 обращения, трудоустройство – 7 обращений, оформление документов и выезда на территорию других государств – 2 обращения, поиск пропавших без вести – 14 обращений, утрата документов  удостоверяющих личность – 14 обращений, жилищно-коммунальные вопросы – 8 обращений, получение временной прописки – 14 обращений, другие вопросы социально–гуманитарного характера – 66 обращений (диаграмма 1).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан по вопросам социального и гуманитарного характера, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 20.01.2017г., единиц

 

Выплата пенсий и социальных пособий

Получение гуманитарной помощи

Поиск пропавших безвести военнослужащих

Жилищно-коммунальные вопросы

Предоставление жилья для временного проживания

Трудоустройство

Поиск пропавших безвести гражданских лиц

Получение временной прописки

Порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья

Оформление документов и выезда на территорию других государств

Утрата документов, удостоверяющих личность

Другие вопросы

 

По территориальной принадлежности наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступает из г. Донецка.

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 20.01.2017г

 

Донецк

Енакиево

Снежное

Ясиноватая

Старобешевский район

Горловка

Ждановка

Торез

Амросиевский район

Тельмановский район

Дебальцево

Кировское

Харцызск

Марьинский район

Шахтерский район

Докучаевск

Макеевка

Шахтерск

Новоазовский район

Другие населенные пункты

 

  1. Статистика и анализ разрушенных объектов инфраструктуры

 

За текущий период линия фронта Донецкой Народной Республики почти ежедневно подвергалась обстрелам с украинской стороны. Украинские силовики целенаправленно разрушают объекты, которые обеспечивают жителям Республики воду, энергоснабжение и газоснабжение. Огонь ведется и по другим объектам инфраструктуры.

В результате обстрелов окрестностей Ясиноватой вечером 20 января было повреждено здание железнодорожного депо.

В ночь на 23 января в результате обстрелов со стороны украинских силовиков было нарушено энергоснабжение пяти сел Новоазовского района:

Коминтерново, Саханки, Сергеевки, Ленинского, Заиченко.

В ночь на 24 января подразделения ВСУ открыли огонь по поселкам Еленовка и Луганское, в результате обстрелов без энергоснабжения остались порядка 900 абонентов.

25 января в результате обстрелов украинских силовиков Новоазовского района, было полностью обесточено село Сергеевка.

 

По состоянию на 26 января 2017 года вследствие военных действий

в регионе было частично повреждено (разрушено) более 11091 объектов инфраструктуры.

В г. Донецке разрушено более 6675 объектов, в г. Дебальцево – 262 ед., в г. Горловке – 519 ед., в г. Докучаевске – 68 ед., в г. Енакиево – 291 ед., в г. Ждановке – 91 ед., в г. Кировское – 53 ед., в г. Макеевке – 1066 объектов, в г. Снежное – 54 ед., в г. Торезе – 118 ед., в г. Харцызске – 747 ед., в г. Шахтерске – 74 ед., в г. Ясиноватая – 574 ед., в Амвросиевском  районе – 277 ед., в Волновахском районе – 3 ед., в Марьинском районе – 24 ед., в Новоазовском районе – 17 ед., в Старобешевском районе – 52 ед., в Тельмановском районе – 93 ед., в Шахтерском районе – 33 ед..

В разрезе отраслей разрушено:

— 6032 жилых дома;

— 760 линий электропередач и пунктов распределения электроэнергии;

— 174 объекта теплоснабжения;

— 46 объектов водоснабжения;

— 2669 объектов газоснабжения;

— 11 объектов в сфере водоотведения и канализационного хозяйства;

— 98 объектов здравоохранения;

— 486 объектов общеобразовательных учебных заведений (школы и детские сады);

— 54 объекта профессионально — технических учебных заведений;

— 54 объекта высших учебных заведений;

— 25 объектов в сфере физической культуры и спорта;

— 53 объекта учреждений культуры;

— 230 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;

— 58 объектов промышленного производства;

— 88 объектов торговых предприятий;

— 253 объекта других сфер.

 

Согласно официальным данным по состоянию на 14 января 2017 года в Донецкой Народной Республике из 2765 ед. поврежденных государственной и коммунальной форм собственности объектов восстановлено – 422 ед., 2343 ед. – осталось восстановить.

 

  1. Учет смертности, полученных ранений мирных жителей и военнослужащих в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики

 

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике почти ежедневно фиксирует нарушение украинской стороной базовых прав жителей Донбасса: право на жизнь, на безопасность личности, право на неприкосновенность жилища.

Так, 20 января рейсовый автобус Донецк-Докучаевск попал под обстрел вооруженных сил Украины в районе населенного пункта Еленовка. В результате обстрела осколочное ранение нижней трети голени получила гражданская женщина 1965 года рождения.

В результате боевых действий в окрестностях Горловки пулевое ранение внутренней поверхности правого бедра получил военнослужащий Республики 42 лет.

23 января в районе Дебальцево в результате боевых действий со стороны украинских силовиков касательное огнестрельное ранение грудной клетки получил военнослужащий Республики 34 лет.

В результате боевых действий в с. Безыменное Новоазовского района пулевое сквозное ранение тазовой области справа получил военнослужащий Республики 1977 года рождения.

В результате вооруженной провокации украинских силовиков под Дебальцево контузию головного мозга получил военнослужащий Республики 1974 года рождения.

24 января в результате боевых действий в Авдеевской промзоне огнестрельное сквозное ранение мягких тканей правой щечной, жевательной области получил военнослужащий Республики 1993 года рождения.

26 января в результате боевых действий в Новоазовском районе в селе Безыменное огнестрельное пулевое ранение поясничной области справа получил военнослужащий Республики 1990 года рождения, в поселке Коминтерново сквозное пулевое ранение верхней трети левого бедра получил военнослужащий Республики 1983 года рождения.

В результате вооруженных провокаций украинских силовиков в районе Дебальцево минно-взрывные травмы, осколочные ранения получили трое военнослужащих Республики 1996, 1979 и 1991 года рождения.

 

С 20 по 26 января 2017 на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести в результате непрекращающихся артобстрелов со стороны Украины получили 11 человек, среди которых 10 военнослужащих Республики и одна гражданская женщина.

С 1 по 26 января 2017 на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести получили 28 человек, среди которых 23 военнослужащих Республики и 5 мирных жителей, в том числе 2 ребенка до 18 лет.

 

С 20 по 26 января 2017 года на территории Донецкой Народной Республики не было зафиксировано погибших в результате вооруженной агрессии со стороны Украины.

С 1 по 26 января 2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 12 военнослужащих.

Уточним, что с начала вооруженного конфликта в Донецкой Народной Республике погибли 4301 человек, среди которых 592 женщины и 3709 мужчин, в том числе 74 ребенка в возрасте до 18 лет.

 

  1. Учет пленных и пропавших без вести военнослужащих

и гражданского населения

 

25 января Уполномоченный по правам человека в ДНР Дарья Морозова и представители Международного комитета Красного Креста посетили пенитенциарное учреждение Республики, в котором содержатся украинские силовики.

Мандат данной  международной организации позволяет сотрудникам осмотреть условия содержания украинских пленных, передать им письма от родных, а также лично пообщаться с задержанными украинскими силовиками.

«Данный визит  в очередной раз продемонстрировал открытость Донецкой Народной Республики для  международных организаций и для всего международного сообщества. Надеемся, что подобные визиты помогут в скорейшем проведении обмена пленными, и наши ребята, так же как и украинские военнослужащие, вскоре смогут вернуться домой» — прокомментировала Дарья Морозова.

«Условия содержания украинских пленных в ДНР не вызвали нареканий у представителя миссии, руководителя отдела правовой защиты МККК Рокко Мессина», — добавила Омбудсмен.

 

На текущей неделе в Аппарат Уполномоченного по правам человека поступила информация о применении незаконных методов дознания к удерживаемому украинскими силовыми структурами сторонника Республики. По факту данного возмутительного случая нарушения прав человека и грубого нарушения международного гуманитарного права были поставлены в известность представители международных организаций.

26 января состоялась видеоконференция гуманитарной подгруппы, в рамках которой обсуждались вопросы обмена пленными.

 

«По итогам конференции мы добились от украинской стороны обещания ответить на все наши официальные запросы. Завтра ожидаем актуализации списка удерживаемых лиц. Напомню, что украинская сторона, в отличие от нашей, не присылала официальных предложений по обмену

Украинская сторона подтвердила готовность 1 февраля обсуждать готовые списки удерживаемых лиц. И я надеюсь, что уже, наконец-то, появится возможная дата проведения обмена. Повторюсь, что мы ожидаем большого обмена в соответствии с Комплексом мер по выполнению Минских соглашений.

В целом, могу сказать, что результаты видеоконференции можно оценивать как положительные» — прокомментировала Уполномоченный по правам человека в Донецкой Народной Республике.

 

На текущей неделе в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике поступило четыре заявления об аресте граждан. Так связь с двумя мужчинами оборвалась в октябре 2016 года в районе линии разграничения близ Горловки. Также поступило заявление о задержании в январе 2017 года на блокпосту в поселке Новотроицкое мужчины, перевозившего гуманитарную помощь в Республику.

Заявлений о пропаже без вести на текущей неделе не поступало.

Аппаратом Уполномоченного в результате активного взаимодействия с родственниками удерживаемых лиц и самими удерживаемыми ведется активная работа по обновлению и формированию списков для обмена.

За текущую неделю поступило заявление от бывшего заключенного о том, что он был отпущен из зала суда.

По оперативным данным по состоянию на 26.01.2017 украинской стороной удерживается порядка 832 человек, в том числе 455, нахождение которых на украинской территории подтверждено, и 377 человек, информация по которым отсутствует или уточняется украинской стороной.

Отметим, что 442 человека числятся без вести пропавшими. Возможно, они так же могут находиться в украинском плену.

Аппарат Уполномоченного по правам человека продолжает уточнять информацию о лицах, задержанных украинской стороной, статистические данные могут изменяться.

В целях безопасности лиц, удерживаемых украинской стороной, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не придает огласке принадлежность к категориям: «военнослужащий», «задержанный по политическим мотивам» или «гражданское лицо, не имеющее никакого отношения к конфликту».

 

  1. Учет вынужденных переселенцев

 

В результате событий весны 2014 года граждане молодой Донецкой Народной Республики столкнулись с рядом проблем. Одной из таковых была и остается по сей день – проблема отсутствия или непригодности жилья вследствие его разрушения. Люди, нуждающиеся в предоставлении временного жилья, обращаются в городские администрации либо в Аппарат Уполномоченного по правам человека, где им выдается направление на поселение в пункты временного размещения ДНР или Аппарата соответственно.

В декабре прошлого года в Донецкой Народной Республике был утвержден порядок учета перемещенных лиц. Указом Главы Республики №393 от 16.11.2016 утвержден механизм выдачи справки  о постановке на учет перемещенного лица.

Лицам, которые претендуют на получение статуса, необходимо обратиться в Управление труда и социальной защиты, подать соответствующее заявление и предоставить копии следующих документов:

  • Паспорта или документа его заменяющего;
  • Свидетельства о рождении (для несовершеннолетних лиц);
  • Документа, подтверждающего инвалидность;
  • Документа, подтверждающего прохождение воинской службы;
  • Регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика;
  • Трудовой книжки.

По всем лицам будут производиться проверки органами государственной безопасности и органами внутренних дел. Проверка будет осуществляться в течение 30 дней, после чего будет определяться принадлежность заявителя к той или иной категории и выдаваться соответствующая справка.

С целью осуществления контроля проживания перемещенного лица на территории ДНР Управления не реже одного раза в три месяца проводят проверку фактического проживания перемещенного лица по указанному им адресу, о чем составляется акт. Служба пограничной охраны МГБ ДНР предоставляет информацию о факте пересечения лица границы с РФ и ЛНР, линии разграничения с Украиной.

Справка может быть аннулирована и социальные выплаты могут быть прекращены в случае нарушения порядка пересечения. Если пограничная охрана МГБ ДНР информирует о пребывании лица за пределами Республики более 35 дней в течение 2х месяцев, статус переселенца снимается. Исключением являются случаи выезда на территорию другого государства для прохождения лечения.

Силами офиса омбудсмена открыто 15 пунктов временного размещения по всей территории Республики. На данный момент функционируют 13 ПВР: 7 – в  г. Донецке, 3–  в Макеевке, 2–  в Харцызске, 1–  в Зугрэсе.

На сегодняшний день в ПВР АУПЧ проживает 1279 вынужденных переселенцев, в том числе 250 несовершеннолетних детей. С начала военного конфликта было выдано 4926 направлений на поселение в ПВР АУПЧ. Из них – 32 в 2017 году. Все ПВР АУПЧ находятся под пристальным вниманием Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике. Сотрудники Аппарата осуществляет еженедельный мониторинг ПВР с целью своевременного реагирование на различные нужды жителей.

В период работы Аппарата с 21 по 27 января 2017 года по вопросам вынужденных переселенцев обратился 31 человек, 9-ти из которых были выданы направления на поселение в ПВР АУПЧ: 5 – в Донецке, 1 – в Макеевке, 1 – в Харцызске, 2 – в Шахтерске.

На данный момент имеется 1299 свободных мест для поселения вынужденных временных переселенцев. Из них: в пунктах временного размещения по всей территории Донецкой Народной Республики (включая ПВР Аппарата омбудсмена) – 1243 места; свободных мест в ПВР Аппарата Уполномоченного – 375; в жилом фонде ДНР – 56 мест.

Напомним, что с начала военного конфликта вынужденными временными переселенцами на Донбассе зарегистрировано 7864 человек, в том числе 2047 детей в возрасте до 18 лет. На территории Республики открыто 68 пунктов временного размещения. Из них 57 функционируют, 11 остаются в резерве. В указанных ПВР проживает 2832 человека, в том числе 551 несовершеннолетний ребенок, 5032 человека проживают в жилом фонде ДНР, в том числе 1496 детей возрастом до 18 лет.

 

  1. Трудоустройство граждан Донецкой Народной Республики

 

Право на труд – неотъемлемая составляющая прав человека. Любое государство обязано гарантировать его реализацию для своих граждан. Так, постановлением Народного Совета ДНР от 29.05.2015 был принят Закон «О занятости населения». Документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Донецкой Народной Республики на труд и социальную защиту от безработицы.

Формирование и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения обеспечивают в пределах своих полномочий Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики, республиканский орган исполнительной власти в сфере социальной политики, иные республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Закон предоставляет гарантии, которые способствуют максимальной занятости на территории Республики. Среди них есть гарантии размера выплат заработной платы, стандартов профессионального обучения, порядка трудоустройства и др.

В статье 11 определяется, что граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества территориальных органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Другие организации, содействующие в трудоустройстве населения, не вправе требовать от ищущих работу граждан плату за информацию и оказание помощи в трудоустройстве.

Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в территориальных органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Территориальные органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

В Донецкой Народной Республике основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на Республиканский центр занятости населения.

По их данным, по состоянию на 27 января 2017 года в единой базе данных центров занятости имелось 3,8 тыс. вакансий. По состоянию на 27 января 2017 года состояло на учете в центрах занятости Республики 12,8 тыс. лиц, ищущих работу, из них: трудоустроены – 8,7 тыс. человек, в том числе на постоянную работу – 0,9 тыс. человек, на работы временного характера – 7,8 тыс. человек.

Донецким центром профессионально – технического образования Республиканского центра занятости постоянно проводятся бесплатные семинары для населения для получения практических навыков: работы на персональных компьютерах; техники и механизации торговых расчетов (работа на кассовых аппаратах); основ предпринимательской деятельности и др. С начала 2017 года приняло участие в таких семинарах 14 человек.

 

#ДарьяМорозова #ОмбудсменДНР #ДНР #Донецк #Донбасс

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Яндекс.Метрика