По вопросам лиц, пропавших без вести в результате вооруженного конфликта, обращайтесь по телефону: +38 095-656-80-70
лого

 

Международное гуманитарное право – это совокупность юридических принципов и норм, направленных на регулирование международного сотрудничества по вопросам науки, культуры, образования, обмена информацией, контактов между людьми, но особенно — имеющие целью обеспечение гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, а также совокупность принципов и норм, призванных защищать личность человека, его права и имущество во время вооруженных конфликтов.

Существуют специальные принципы и нормы международного права, касающиеся средств и методов ведения войны:

  1. Запрещается применять средства (оружие, снаряды, вещества) и методы ведения военных действий, которые имеют своей целью причинять чрезмерные повреждения или излишние страдания или делать смерть человека неизбежной.
  2. Запрещается применять средства или методы ведения войны, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.
  3. Обязанность участвующих в вооруженном конфликте сторон всегда проводить отличие между гражданскими или другими покровительствуемыми лицами, с одной стороны, и комбатантами — с другой, а также между гражданскими или другими пользующимися защитой объектами и военными объектами.
  4. Принцип защиты жертв войны, включая предоставление особой защиты женщинам и детям как наиболее уязвимой части населения.
  5. Принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение законов и обычаев войны, относящихся к средствам и методам ведения войны.

В целях предотвращения излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, сопряженного с боевыми действиями, устанавливаются также запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) ведения боевых действий.

Средства ведения военных действий – это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению.

Методы ведения военных действий – это порядок, всевозможные способы использования средств ведения войны в указанных целях. Средства и методы ведения военных действий делятся на запрещенные и незапрещенные.

Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинять излишние повреждения или излишние страдания либо делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей. Статья 25 IV Гаагской конвенции 1907 г. запрещает атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения.

Однако украинская сторона, вопреки всем нормам международного гуманитарного права еще три года назад осуществила авиаудар против собственного мирного населения, в результате которого погибли и пострадали ни в чем не повинные люди. Поблизости не было никаких военных целей, лишь жилые дома и объекты гражданской инфраструктуры.

15 июля 2014 года в 6:30 утра штурмовик-бомбардировщик СУ-25 ВС Украины нанес удар по центру мирного спящего города Снежное, выпустив не менее шести ракет. В результате авианалета обрушился подъезд жилого 5-ти этажного дома по улице Ленина, другая ракета попала в здание налоговой инспекции, также были повреждены хлебозавод и близлежащие здания. Одиннадцать мирных жителей погибли, еще около десятка – получили ранения, в том числе один ребенок.

Право на жизнь и на безопасность личность является неотъемлемым правом человека. Статья 3 Конституции Донецкой Народной Республики провозглашает высшей ценностью человека, его права. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность Донецкой Народной Республики, ее государственных органов и должностных лиц. Для обеспечения государственной защиты прав и свобод граждан, для предотвращения любых форм дискриминации относительно реализации своих прав и свобод в Донецкой Народной Республике была учреждена должность Уполномоченного по правам человека.

Граждане могут оформить обращение к омбудсмену любыми удобными для них способами, так большую долю по-прежнему занимают устные обращения, которые поступают в ходе личной встречи с Уполномоченным, а также руководителями Аппарата, в процессе обращения в отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Уполномоченного, по телефонам «горячей линии», через веб-приемную сайта омбудсмена. Есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте.  C начала 2017 года в адрес Главного правозащитника Республики поступило 3453 обращения. В период работы c 15 по 21 июля 2017 года 12 человек посетили личный прием Уполномоченного, 16 поступивших заявлений было принято отделом по работе с обращениями граждан, 41 звонок поступило по телефонам «горячей линии». По электронной почте Аппарата Уполномоченного пришло 28 электронных обращения.

Все поступающие обращения можно разделить на 4 категории: нарушения в сфере уголовного права – 205 обращений, нарушения в сфере гражданского права – 355 обращений, административно-правовые нарушения в адрес граждан ДНР – 2 обращения, вопросы социального и гуманитарного характера – 2891 обращений (диаграмма 1).

 

 

 Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 21.07.2017г

 

 

Количество обращений в сфере уголовного права

Количество обращений в сфере гражданского права

Административно-правовые нарушения в отношении граждан

Вопросы социального и гуманитарного характера

 

 

Из всей входящей корреспонденции, которая поступает в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, наиболее актуальной остается та, которая связанна с вопросами реализации социальных прав граждан и нарушением этих прав. К этому перечню относятся вопросы: о выплате пенсий и социальных пособий – 415 обращений; предоставление жилья для временного проживания – 357 обращений; порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья – 68 обращений; получение гуманитарной помощи – 156 обращений; трудоустройство – 134 обращения; оформление документов и выезда на территорию других государств – 8 обращений; поиск пропавших без вести – 120 обращений; утрата документов, удостоверяющих личность – 278 обращений; жилищно-коммунальные вопросы – 161 обращение; получение временной прописки – 179 обращений; другие вопросы социально–гуманитарного характера – 1015 обращений (диаграмма 2).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан по вопросам социального и гуманитарного характера, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 21.07.2017г., единиц

 

 

Выплата пенсий и социальных пособий

Получение гуманитарной помощи

Поиск пропавших безвести военнослужащих

Жилищно-коммунальные вопросы

Предоставление жилья для временного проживания

Трудоустройство

Поиск пропавших безвести гражданских лиц

Получение временной прописки

Порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья

Оформление документов и выезда на территорию других государств

Утрата документов, удостоверяющих личность

Другие вопросы

 

 

По территориальной принадлежности наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступает из г. Донецка (Диаграмма 3).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 21.07.2017г

 

 

Донецк

Енакиево

Снежное

Ясиноватая

Старобешевский район

Горловка

Ждановка

Торез

Амросиевский район

Тельмановский район

Дебальцево

Кировское

Харцызск

Марьинский район

Шахтерский район

Докучаевск

Макеевка

Шахтерск

Новоазовский район

Другие населенные пункты

 

  1. Статистика и анализ разрушенных объектов инфраструктуры

Целенаправленные обстрелы украинских силовиков, влекущие за собой разрушения частной собственности и объектов инфраструктуры, – вот ежедневная реальность прифронтовых районов Донецкой Народной Республики.

По состоянию на 20 июля 2017 года вследствие военных действий в регионе было частично повреждено (разрушено) более 11390 объектов инфраструктуры.

В г. Донецке разрушено более 6828 объектов, в г. Дебальцево – 268 ед., в г. Горловке – 527 ед., в г. Докучаевске – 91 ед., в г. Енакиево – 309 ед., в г. Ждановке – 91 ед., в г. Кировское – 75 ед., в г. Макеевке – 1113 объектов, в г. Снежное – 55 ед., в г. Торезе – 122 ед., в г. Харцызске – 750 ед., в г. Шахтерске – 75 ед., в г. Ясиноватая – 581 ед., в Амвросиевском  районе – 278 ед., в Волновахском районе – 3 ед., в Марьинском районе – 24 ед., в Новоазовском районе – 17 ед., в Старобешевском районе – 57 ед., в Тельмановском районе – 93 ед., в Шахтерском районе – 33 ед..

В разрезе отраслей разрушено:

— 6241 жилой дом;

— 769 линий электропередач и пунктов распределения электроэнергии;

— 176 объектов теплоснабжения;

— 49 объектов водоснабжения;

— 2669 объектов газоснабжения;

— 14 объектов в сфере водоотведения и канализационного хозяйства;

— 102 объекта здравоохранения;

— 513 объектов общеобразовательных учебных заведений (школы и детские сады);

— 59 объектов профессионально — технических учебных заведений;

— 62 объекта высших учебных заведений;

— 26 объектов в сфере физической культуры и спорта;

— 54 объекта учреждений культуры;

— 240 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;

— 60 объектов промышленного производства;

— 89 объектов торговых предприятий;

— 267 объектов других сфер.

Согласно официальным данным по состоянию на 06 июня 2017 года в Донецкой Народной Республике из 2813 ед. поврежденных государственной и коммунальной форм собственности объектов восстановлено – 530 ед., 2283 ед. – осталось восстановить.

 

 

  1. Учет смертности, полученных ранений мирных жителей и военнослужащих в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики

 Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике почти ежедневно фиксирует нарушение украинской стороной базовых прав жителей Донбасса: право на жизнь, на безопасность личности, право на неприкосновенность жилища.

14 июля  районе пионерского лагеря под г.Ясиноватая в результате обстрела украинских силовиков слепое пулевое ранение правого бедра получил военнослужащий Республики 1963 года рождения. Еще один военнослужащий получил ранение в Петровском районе г.Донецк.

В результате боевых действий в с.Безыменное Новоазовского района минно-взрывные травмы и осколочные ранения получили военнослужащие Республики 1965, 1975 и 1984 годов рождения.

17 июля в результате артиллерийского обстрела пос.Старомихайловка открытый осколочный перелом теменной кости справа с наличием инородного тела получил гражданский мужчина 1956 года рождения, осколочное ранение левого коленного сустава, левого коленного сустава, левого плеча и передней брюшной  стенки слева получил гражданский мужчина 1964 года рождения.

18 июля в результате обстрела г.Ясиноватая минно-взрывную травму, осколочное ранение правой кисти получил военнослужащий Республики 1986 года рождения.

В районе Мясокомбината г. Донецк гражданский мужчина 1955 года рождения нашел неизвестный металлический предмет, который взорвался в руке. Мужчина получил минно-взрывную травму правой кисти, ссадины передней брюшной стенки и лица.

В результате боевых действий в пос.Старомихайловка осколочные ранения получили военнослужащие Республики 1973 и 1972 годов рождения.

19 июля во время артиллерийского обстрела Петровского района г.Донецк проникающее ранение грудной клетки, открытый осколочный огнестрельный перелом левой голени, множественные осколочные ранения верхних и нижних конечностей получил гражданский мужчина 1938 года рождения, осколочное ранение грудной клетки получил гражданский мужчина 40 лет, осколочное ранение грудной клетки справа, осколочное ранение правой голени, мягких тканей обоих бедер получил военнослужащий Республики 1988 года рождения. Во время артобстрела гражданскую женщину 1954 года рождения откинуло взрывной волной, она получила скальпированную рану правой голени.

20 июля в поселке Каштановое Ясиноватского района осколочное ранение ноги получила гражданская женщина 1947 года рождения. В результате боевых действий под Дебальцево контузию тяжелой степени получил военнослужащий Республики 1990 года рождения.

В результате боевых действий в с.Саханка Новоазовского района минно-взрывную травму, осколочное ранение обеих голеней получил военнослужащий Республики 1990 года рождения.

В результате боевых действий в Авдеевской промзоне минно-взрывную сочетанную травму, слепое осколочное ранение грудной клетки и передней брюшной стенки, слепое осколочное ранение правого бедра с наличием инородного тела получил военнослужащий Республики 1993 года рождения.

Ранним утром 21 июля в результате обстрела Ясиноватой минно-взрывную травму, осколочное ранение правого голеностопного сустава получил военнослужащий Республики 1992 года рождения.

 

С 14  по 21 июля 2017 года на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести в результате вооруженной агрессии со стороны Украины получили 20 человек, из них 13 военнослужащих Республики, 2 гражданских женщины, 5 гражданских мужчин.

С 1 января по 13 июля 2017 года на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести получили 441 человек, среди которых 261 военнослужащий Республики и 180 мирных  жителя, в том числе 9 детей в возрасте до 18 лет.

С 14 по 20 июля 2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 4 человека, среди которых 3 военнослужащих Республики, 1 гражданская женщина, погибшая 17 июля в результате обстрела пос.Старомихайловка украинскими силовиками.

С 1 января по 20 июля  2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 182 человека, среди которых 159 военнослужащих и 23 мирных  жителя, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет.

Уточним, что с начала вооруженного конфликта в Донецкой Народной Республике погибли 4471  человек, среди которых 605 женщин и 3866 мужчины, в том числе 75 детей в возрасте до 18 лет.

В Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике продолжает поступать официально подтвержденная информация о лицах, которые получили ранения с начала конфликта. На данный момент эта информация обрабатывается и в дальнейшем будет включена в общую статистику пострадавших.

 

  1. Учет пленных и пропавших без вести военнослужащих

и гражданского населения

 На текущей неделе состоялась очередная встреча в Минском формате. Не смотря на отсутствие полномочных представителей Украины в гуманитарной подгруппе, заседание прошло в рабочем режиме. Переговоры прошли конструктивно. На встрече обсудили списки удерживаемых лиц. Также поднимался вопрос амнистии, предусмотренной Комплексом мер по выполнению Минских соглашений.  Так, пункт 5 Комплекса мер предписывает обеспечение помилования и амнистии путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

Также была достигнута договоренность о проведении заседания гуманитарной подгруппы в формате скайп-конференции. Планируется, что 31 июля состоится видеоконференция, на которой участники обсудят вопросы обмена удерживаемых лиц.

На текущей неделе в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике поступило одно заявление о взятии в плен. Так, гражданская женщина, мать несовершеннолетнего ребенка была задержана в июне 2017 года в г.Константиновка.

Заявлений о пропаже без вести на текущей неделе не поступало.

По оперативным данным по состоянию на 21.07.2017 украинской стороной удерживается 687 человек, в том числе:

419 человек, нахождение которых на украинской территории подтверждено.

262 человека, информация по которым отсутствует или уточняется украинской стороной.

В результате оперативной работы было установлено, что 1 человек был отпущен и на данный момент находится на территории Республики, еще один признан погибшим. В связи с отсутствием полных контактных данных, которые позволили бы установить нахождение конкретного лица на украинской территории, учитывая то, что судьбой человека никто не интересуется более двух лет, 1 человек был перенесен в список лиц, без вести пропавших.

4 человека, по которым подан запрос украинской стороне впервые.

По состоянию на 21 июля 2017 года в списке лиц, пропавших без вести, числится 509 человек, с учетом лица, перенесенного из списка лиц, информация по которым отсутствует или уточняется украинской стороной.

 

  1. Учет вынужденно перемещенных лиц

 С началом конфликта в Донбассе жители прифронтовых районов были вынуждены покинуть свои дома. Тогда они надеялись, что совсем скоро смогут вернуться. Никто и представить себе не мог, что беспорядки в Киеве могут привести к жестокой и беспощадной войне в нашем мирном крае.

Прошло уже 3 года. Многие вынужденные переселенцы вернулись домой, продолжают жить и трудиться несмотря ни на что. Но есть и те, кто принял решение пережить эти тревожные события на территории Украины. Им пришлось начинать жизнь с чистого листа.

Переселенцы сталкиваются с множеством проблем, поэтому правозащитные организации часто обеспокоены вопросом соблюдения их прав. В целях мониторинга постоянно проводятся опросы и исследования, посвященные условиям жизни вынужденных переселенцев. Вопросы охватывают широкий круг проблем вынужденных переселенцев – от предоставления информационных услуг переселенцам до обеспечения их правовой защиты, отношения к ним со стороны жителей принимающих общин.

Большинство специалистов, которые исследуют положение вынужденных переселенцев, приходят к следующим выводам:

-значительная часть вынужденно перемещенных лиц (ВПЛ) чувствуют себя брошенными украинским государством;

— отсутствует ясность относительно содержания государственного законодательства о ВПЛ и механизмов помощи и защиты прав вынужденных переселенцев;

— существует необходимость оказывать противодействие негативному восприятию ВПЛ населением страны;

— около четверти вынужденных переселенцев из Донбасса потерпели дискриминацию своих прав, унижение собственного достоинства в связи с обстоятельствами своего переезда.

В Донецкой Народной Республике вынужденно перемещенные лица – это особая категория граждан, которой уделяется особое внимание, создаются возможности для улучшения условий проживания.

На сегодняшний день в ПВР АУПЧ проживает 1261 вынужденно перемещенное лицо, в том числе 247 несовершеннолетних детей. С начала военного конфликта было выдано 5161  направление на поселение в ПВР АУПЧ. Из них – 267 в 2017 году. Все ПВР АУПЧ находятся под пристальным вниманием Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике. Сотрудники Аппарата осуществляет еженедельный мониторинг ПВР с целью своевременного реагирование на различные нужды жителей. Аппарат делает все возможное, чтобы улучшить социально-бытовые условия людей, проживающих в ПВР.

В период работы Аппарата с 15 по 21 июля 2017 года по вопросам вынужденных переселенцев обратились 24 человека, 9 из которых были выданы направления на поселение в ПВР АУПЧ в г. Донецк.

На данный момент имеется 1418 свободных места для поселения вынужденных временных переселенцев. Из них: в пунктах временного размещения по всей территории Донецкой Народной Республики (включая ПВР Аппарата Омбудсмена) – 1362 места; мест в ПВР Аппарата Уполномоченного – 448; в жилом фонде ДНР – 56 мест.

Напомним, что с начала военного конфликта вынужденными временными переселенцами в Донбассе зарегистрировано 7963 человека, в том числе 2068 детей в возрасте до 18 лет. На территории Республики открыто 68 пунктов временного размещения. Из них 57 функционируют, 11 остаются в резерве. В указанных ПВР проживает 2878 человек, в том числе 566 несовершеннолетних детей, 5058 человек проживают в жилом фонде ДНР, в том числе 1502 несовершеннолетних ребенка возрастом до 18 лет.

 

  1. Трудоустройство граждан Донецкой Народной Республики

 На территории Донецкой Народной Республики возобновило свою работу государственное предприятие «Винтер-Пром», которое специализируется на производстве мороженого. После реорганизации, помимо прежнего ассортимента, предприятие планирует запустить выпуск тортов, пельменей и других видов продуктов. Стоит отметить, что «Винтер-Пром» способен производить до 25 тонн различных сортов мороженого в день.

Открытие любого предприятия для Республики – это важное событие, которое позволит вернуться прежним сотрудникам и набрать новых специалистов на рабочие места. Возобновление работы «Винтер-пром» означает поднятие экономики и новые налоговые поступления в бюджет Донецкой Народной Республики.

 

«Очень важно, что такие предприятия снова начинают работать. Производство только становится на ноги, но уже выработан план реализации продукции в торговые сети городов и районов Республики», — сказала и.о. министра экономического развития Донецкой Народной Республики Виктор Романюк

 

В сфере трудоустройства главным органом ответственности за обеспечение населения рабочими местами является Республиканский центр занятости.

По данным центра, по состоянию на 21.07.17 в единой базе данных центров занятости имелось 20,3 тыс. вакансий. По состоянию на 21 июля 2017 года состояло на учете в центрах занятости Республики 32,8 тыс. лиц, ищущих работу, из них: трудоустроены – 27,4 тыс. человек, в том числе на постоянную работу – 12,7 тыс. человек, на работы временного характера – 14,7 тыс. человек.

Донецким центром профессионально-технического образования Республиканского центра занятости постоянно проводятся бесплатные семинары для населения для получения практических навыков: работы на персональных компьютерах; техники и механизации торговых расчетов (работа на кассовых аппаратах); работы в программе «1С: Бухгалтерия 8.2.»; основ предпринимательской деятельности; обработки и художественного оформления текстильных и швейных изделий и др. С начала 2017 года в таких семинарах приняли участие 252 человека.

Print Friendly, PDF & Email
Яндекс.Метрика