Обзор социально-гуманитарной ситуации, сложившейся на территории Донецкой Народной Республики вследствие военных действий в период c 1 по 7 апреля 2017 года

Новости Обзор социально-гуманитарной ситуации

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов

Вольтер

 

Три года назад на территории Донбасса незаконными киевскими властями была развязана необъявленная война. Одной из причин кровавого конфликта было политическое несогласие населения региона с незаконным захватом и узурпацией власти в стране группой людей, пришедших в результате переворота. Последствиями Майдана стала вооруженная агрессия и политическое преследование несогласных. Несмотря на то, что свобода политических взглядов является естественным правом человека, закрепленном во Всеобщей Декларации прав человека, Европейской Конвенции прав человека. Даже Конституция Украины гарантирует свободу политических убеждений. Но люди, пришедшие к власти в Киеве, считают себя выше всех норм закона и морали, поскольку политические гонения и так называемая «охота на ведьм» продолжается и по сей день. Каждую неделю новостные ленты Украины с радостным ликованием рассказывают о поимке очередного «сепаратиста-террориста». И женщины, и люди преклонного возраста, и люди с ограниченными возможностями – все могут стать неугодными ввиду непринятия и несогласия с политикой официального Киева. На территории, подконтрольной киевским властям, никто не застрахован от обвинения по 258 статье Уголовного кодекса Украины и многих других, надуманных и «доказанных» силовыми структурами данного государства.

Мирное переговоры – это единственный разумный исход любого конфликта. С целью деэскалации и урегулирования вооружённого конфликта на территории Донбасса 12 февраля 2015 года был подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений.  Пункт 5 данного документа предписывает: «обеспечить помилование и амнистию путём введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины».

Амнистия – это акт высшей государственной власти, направленный на освобождение от наказания определенных категорий субъектов права, которая реализуется в исходящем от представителя главы государства распоряжении, по которому, исключительно по отношению к определенным разрядам наказываемых правонарушений, приостанавливается сила действующего закона. В таком случае, преследование или вовсе не возбуждается, или если оно уже возбуждено, то должно прекратиться. В связи с этим амнистия имеет преимущественное значение для преступлений политического характера, преступность коих нередко в значительной степени зависит лишь от условий данного времени. В прошлом были случаи, когда посредники ООН призывали стороны конфликта согласиться на широкую амнистию с целью прекращения конфликта. Тем самым государственная власть стремится вернуть страну в ее нормальное мирное русло из соображений гуманности и справедливости. В мировой практике политическая амнистия, как правило, является не обусловленной какими-либо оговорками, а общей. После смены политического режима в демократических странах вступает в силу амнистия, после чего заканчивается внутренний конфликт.

Лица, пришедшие к власти в Киеве, избирательно подходят к трактовке юридических документов, утвержденных резолюцией Совета Безопасности ООН. Подтверждением тому является заявление генерального прокурора Украины немецкому изданию «Bild»: «Здесь не может быть генеральной амнистии… 40 тыс. должны сложить оружие и подать индивидуальное ходатайство об амнистии». Возможно, отсутствие юридического образования позволяет чиновнику высшего ранга вольно трактовать пятый пункт Минских соглашений.

Заявлениями такого рода представители украинской власти в очередной раз продемонстрировали, что они пренебрегают не только Минскими соглашениями, но и нормами международного гуманитарного права. Пункт 5 статьи 6 Дополнительного Протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II), гласит: «По прекращении военных действий органы, находящиеся у власти, стремятся предоставить как можно более широкую амнистию лицам, участвовавшим в вооруженном конфликте, и лицам, лишенным свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того, были ли они интернированы или задержаны».

Отказ украинской стороны от всеобщей амнистии участников вооруженного конфликта в Донбассе противоречит Комплексу мер по выполнению Минских соглашений и нарушает права жителей региона.

 

«Заявление Луценко противоречит Комплексу мер по выполнению Минских соглашений, мировой практике урегулирования вооруженных конфликтов и нарушает права человека. Украина должна не только амнистировать всех участников конфликта, но и принять закон, который запретит преследование и наказание лиц»,  — прокомментировала Омбудсмен Республики Дарья Морозова.

 

Права граждан, проживающих на территории ДНР, находятся под защитой Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике.

Граждане могут оформить обращение к омбудсмену любыми удобными для них способами, так большую долю по-прежнему занимают устные обращения, которые поступают в ходе личной встречи с Уполномоченным, а также руководителями Аппарата, в процессе обращения в отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Уполномоченного, по телефонам «горячей линии», через веб-приемную сайта омбудсмена. Есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте.  C начала 2017 года в адрес Главного правозащитника Республики поступило 1654 обращения. В период работы c 1 по 7 апреля 2017 года 8 человек посетили личный прием Уполномоченного, 45 поступивших заявлений было принято отделом по работе с обращениями граждан, 46 звонков поступило по телефонам «горячей линии». По электронной почте Аппарата Уполномоченного пришло 7 электронных обращений, а также 5 письменных обращений было принято к рассмотрению, 5 – рассмотрено из ранее поступивших обращений, 30 гражданам Республики была предоставлена юридическая консультация.

Все поступающие обращения можно разделить на 4 категории: нарушения в сфере уголовного права – 64 обращения, нарушения в сфере гражданского права – 165 обращений, административно-правовые нарушения в адрес граждан ДНР – 2 обращения, вопросы социального и гуманитарного характера – 1423 обращения (диаграмма 1).

 

 

 Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 31.03.2017г

 

 

Количество обращений в сфере уголовного права

Количество обращений в сфере гражданского права

Административно-правовые нарушения в отношении граждан

Вопросы социального и гуманитарного характера

 

Из всей входящей корреспонденции, которая поступает в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, наиболее актуальной остается та, которая связанна с вопросами реализации социальных прав граждан и нарушением этих прав. К этому перечню относятся вопросы: о выплате пенсий и социальных пособий – 180 обращений, предоставление жилья для временного проживания – 245 обращений, порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья – 32 обращения, получение гуманитарной помощи – 70 обращений, трудоустройство – 60 обращений, оформление документов и выезда на территорию других государств – 5 обращений, поиск пропавших без вести – 57 обращений, утрата документов  удостоверяющих личность – 166 обращений, жилищно-коммунальные вопросы – 104 обращения, получение временной прописки – 75 обращений, другие вопросы социально–гуманитарного характера – 429 обращений (диаграмма 2).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан по вопросам социального и гуманитарного характера, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 31.03.2017г., единиц

 

 

 

Выплата пенсий и социальных пособий

Получение гуманитарной помощи

Поиск пропавших безвести военнослужащих

Жилищно-коммунальные вопросы

Предоставление жилья для временного проживания

Трудоустройство

Поиск пропавших безвести гражданских лиц

Получение временной прописки

Порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья

Оформление документов и выезда на территорию других государств

Утрата документов, удостоверяющих личность

Другие вопросы

 

По территориальной принадлежности наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступает из г. Донецка (Диаграмма 3).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 31.03.2017г

 

 

Донецк

Енакиево

Снежное

Ясиноватая

Старобешевский район

Горловка

Ждановка

Торез

Амросиевский район

Тельмановский район

Дебальцево

Кировское

Харцызск

Марьинский район

Шахтерский район

Докучаевск

Макеевка

Шахтерск

Новоазовский район

Другие населенные пункты

 

  1. Статистика и анализ разрушенных объектов инфраструктуры

 

За текущий период линия фронта Донецкой Народной Республики почти ежедневно подвергалась обстрелам с украинской стороны. Украинские силовики целенаправленно разрушают объекты, которые обеспечивают жителям Республики воду, энергоснабжение и газоснабжение. Огонь ведется и по другим объектам инфраструктуры.

По состоянию на 5 апреля 2017 года вследствие военных действий в регионе было частично повреждено (разрушено) более 11295 объектов инфраструктуры.

В г. Донецке разрушено более 6784 объектов, в г. Дебальцево – 268 ед., в г. Горловке – 523 ед., в г. Докучаевске – 81 ед., в г. Енакиево – 295 ед., в г. Ждановке – 91 ед., в г. Кировское – 72 ед., в г. Макеевке – 1109 объектов, в г. Снежное – 54 ед., в г. Торезе – 118 ед., в г. Харцызске – 749 ед., в г. Шахтерске – 74 ед., в г. Ясиноватая – 577 ед., в Амвросиевском  районе – 278 ед., в Волновахском районе – 3 ед., в Марьинском районе – 24 ед., в Новоазовском районе – 17 ед., в Старобешевском районе – 52 ед., в Тельмановском районе – 93 ед., в Шахтерском районе – 33 ед..

В разрезе отраслей разрушено:

— 6185 жилых домов;

— 760 линий электропередач и пунктов распределения электроэнергии;

— 175 объектов теплоснабжения;

— 48 объектов водоснабжения;

— 2669 объектов газоснабжения;

— 11 объектов в сфере водоотведения и канализационного хозяйства;

— 101 объект здравоохранения;

— 502 объекта общеобразовательных учебных заведений (школы и детские сады);

— 55 объектов профессионально — технических учебных заведений;

— 62 объекта высших учебных заведений;

— 26 объектов в сфере физической культуры и спорта;

— 54 объекта учреждений культуры;

— 240 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;

— 59 объектов промышленного производства;

— 89 объектов торговых предприятий;

— 259 объектов других сфер.

 

Согласно официальным данным по состоянию на 7 апреля  2017 года в Донецкой Народной Республике из 2788 ед. поврежденных государственной и коммунальной форм собственности объектов восстановлено – 513 ед., 2275 ед. – осталось восстановить.

 

  1. Учет смертности, полученных ранений мирных жителей и военнослужащих в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики

 

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике почти ежедневно фиксирует нарушение украинской стороной базовых прав жителей Донбасса: право на жизнь, на безопасность личности, право на неприкосновенность жилища.

31 марта в результате боевых действий в Новоазовском районе пострадали 8 военнослужащих Республики. Так, военнослужащий 1971 года рождения получил пулевое ранение коленного сустава. Осколочное ранение параорбитальной области, сотрясение головного мозга получил защитник Республики 1976 года рождения; осколочное ранение плеча с повреждением плечевой артерии и осколочное ранение бедра – мужчина 1981 года рождения; минно-взрывную травму и осколочное ранение левого легкого получил военнослужащий 1994 года рождения; закрытую  черепно-мозговую травму получил мужчина 1988 года рождения; осколочным перелом локтевой кисти, проникающие ранение грудной клетки слева  получил защитник Республики 1997 года рождения; минно-взрывные травмы получили военнослужащие 1991 и 1981 года рождения.

1 апреля  в результате боевых действий в  селе Октябрь Новоазовского района множественные осколочные ранения лица, левой голени  и левого бедра получил военнослужащий Республики 26 лет.

2 апреля в Ленинском районе г.Донецка в результате неосторожного обращения с взрывоопасным предметом получил непроникающее ранение, которое привело к травматической ампутации пальца кисти, гражданский мужчина 34 лет.

3 апреля в результате боевых действий в поселке Коминтерново минно-взрывную травму и осколочное ранение бедра получил военнослужащий Республики 43 лет, позже от полученных травм скончался в больнице.

4 апреля в результате боевых действий в районе Ясиноватой осколочное ранение левого бедра получил военнослужащий 1978 г.р.

5 апреля в районе Новоазовска при проведении работ по уборке территории сработало взрывное устройство, оставленное военнослужащими ВСУ в 2014 году. В результате подрыва погибла женщина 1972 года рождения, ранения получили 10  мирных жителей. Так, осколочные ранения ног получили гражданские женщины 1996 г.р., 1948 г.р., 1983 г.р. и 2 женщины 1989 г.р.   Осколочные ранения предплечий и кистей рук получили женщины 1995 г.р. и 1987 г.р. и мужчина  1965 г.р. Ссадины височной области получил мужчина 1949 г.р. Огнестрельное осколочное ранение стоп получил мирный житель 1981 г.р.

Так же поступила информация о полученных ранее огнестрельных  ранениях  в результате боевых действий 11 февраля и 2 марта  2017 в районе Авдеевской промзоны,  военнослужащих 1981 г.р. и 1990 г.р.

 

С 31 марта по 6 апреля  2017 на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести в результате непрекращающихся артобстрелов со стороны Украины получили 21 человек, из них 7 гражданских женщин, 4 гражданских мужчины и 10  военнослужащих Республики.

С 1 января по 6 апреля 2017 на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести получили 197 человек, среди которых 107 военнослужащих Республики и 90 мирных жителей, в том числе 4 ребенка до 18 лет.

С 31 марта  по 6 апреля 2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 5 человек, в том числе 4 военнослужащих Республики, 1 гражданская женщина, погибшая 5 апреля в Новоазовске из-за детонации взрывного устройства,

С 1 января по 6 апреля  2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 100 человек, среди которых 90 военнослужащих и 10 мирных жителей.

Уточним, что с начала вооруженного конфликта в Донецкой Народной Республике погибли 4389  человек, среди которых 597 женщин и 3792 мужчин, в том числе 74 ребенка в возрасте до 18 лет.

В Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике продолжает поступать официально подтвержденная информация о лицах, которые получили ранения с начала конфликта. На данный момент эта информация обрабатывается и в дальнейшем будет включена в общую статистику пострадавших.

 

  1. Учет пленных и пропавших без вести военнослужащих

и гражданского населения

 

Как известно, Минские соглашения, подписанные в далеком 2014 году, содержат пункт об амнистии участников конфликта. Речь идет не только о военнослужащих, которые встали на защиту своей Родины, но и о простых жителях Донбасса, которые не захотели мириться с политикой новых киевских властей и поддерживают взгляды Донецкой и Луганской Народных Республик. Для украинской стороны, все без исключения жители ДНР и ЛНР совершают преступную деятельность, просто находясь на данной территории. Такое обвинение само по себе беспочвенно и абсурдно. Но, тем не менее, данного обвинения вполне достаточно для политического преследования со стороны силовых структур Украины. В своих официальных сводках служба безопасности Украины постоянно отчитывается о задержании лиц, якобы причастных к терроризму и сепаратизму. Хотя, зачастую, это просто активные пользователи социальных сетей, выразивших свое  частное мнение, и таким образом попавших в поле зрения яростных защитников постмайданной государственности.

 

На текущей неделе в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не поступало заявлений о взятии в плен.

Заявлений о пропаже без вести на текущей неделе так же не поступало.

По оперативным данным по состоянию на 06.04.2017 украинской стороной удерживается порядка 769 человек, в том числе:

— 474 человека, нахождение которых на украинской территории подтверждено. В результате проведенной работы было уточнено местонахождение 5 человек, которые были исключены из данного списка.

— 287 человек, информация по которым отсутствует или уточняется украинской стороной.

— 8 человек, по которым запрос украинской стороне подан на основании информации, поступившей в Аппарат Уполномоченного в течение марта 2017 года.

По состоянию на 7 апреля 2017 года в списке лиц, пропавших без вести, числится 450 человек.

Аппарат Уполномоченного по правам человека продолжает уточнять информацию о лицах, задержанных украинской стороной, статистические данные могут изменяться.

В целях безопасности лиц, удерживаемых украинской стороной, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не придает огласке принадлежность к категориям: «военнослужащий», «задержанный по политическим мотивам» или «гражданское лицо, не имеющее никакого отношения к конфликту».

 

  1. Учет вынужденно перемещенных лиц

 

Основной задачей любого правового демократического государства  является забота о своих гражданах. Политика истинных гражданских мужей должна быть направлена на реализацию социальной справедливости, предоставление возможностей и создание условий своим гражданам для достойной жизни, а также обеспечение социальных гарантий, соблюдение основных прав и свобод человека. Вместо того, чтобы выполнять свою прямую обязанность – заботиться о своих гражданах и стремиться восстановить мир как можно скорее,  Украина все больше разжигает вражду внутри страны, тем самым создавая невозможные условия для обычной мирной жизни. Официальная политика и единственно возможная идеология Украины вынуждает мирных жителей покидать свои дома и искать политического убежища в соседних странах и в свободных Республиках. Даже представителям международных организаций приходится признавать реальную картину и отображать количество вынужденных беженцев в своих отчетах. Правда, политические причины вынужденной миграции, согласно версии именитых правозащитников, звучат не так внятно, как бегство от военных действий.

Постоянные политические преследования, подозрения и угроза попасть в тюремное заключение вынуждают людей искать политическое убежище в Донецкой Народной Республике. Так, многие жители Донбасса обращаются в Аппарат Уполномоченного по правам человека с тем, чтобы получить временное жилье. В пределах Республики люди получают значительно больше заботы, чем на территории Украины.

На сегодняшний день в ПВР АУПЧ проживает 1351 вынужденный переселенец, в том числе 274 несовершеннолетних ребенка. С начала военного конфликта было выдано 5079 направлений на поселение в ПВР АУПЧ. Из них – 185 в 2017 году. Все ПВР АУПЧ находятся под пристальным вниманием Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике. Сотрудники Аппарата осуществляет еженедельный мониторинг ПВР с целью своевременного реагирование на различные нужды жителей. Аппарат делает все возможное, чтобы улучшить социально-бытовые условия людей, проживающих в ПВР.

В период работы Аппарата с 1 по 7 апреля 2017 года по вопросам вынужденных переселенцев обратилось 22 человека, 6-ти из которых были выданы направления на поселение в ПВР АУПЧ: 5-ти — в г. Донецк и 1-му в г. Шахтерск.

На данный момент имеется 1254 свободных места для поселения вынужденных временных переселенцев. Из них: в пунктах временного размещения по всей территории Донецкой Народной Республики (включая ПВР Аппарата омбудсмена) – 1183 места; мест в ПВР Аппарата Уполномоченного – 323; в жилом фонде ДНР – 65 мест.

Напомним, что с начала военного конфликта вынужденными временными переселенцами на Донбассе зарегистрировано 8092 человека, в том числе 2134 ребенка в возрасте до 18 лет. На территории Республики открыто 68 пунктов временного размещения. Из них 57 функционируют, 11 остаются в резерве. В указанных ПВР проживает 2955 человек, в том числе 595 несовершеннолетних детей, 5137 человек проживает в жилом фонде ДНР, в том числе 1539 детей возрастом до 18 лет.

 

  1. Трудоустройство граждан Донецкой Народной Республики

Донбасс всегда славился не только богатством своих недр, но и большим научным потенциалом. Уроженцы Донбасса внесли неоценимый вклад в науку всего мира. Белецкий Владимир Стефанович, Бобров Анатолий Иванович, Бобров Иван Владимирович, Гегузин Яков Евсеевич, Рейдерман Максим Исаакович и много других ученых представили миру свои открытия в сфере металлургии и угольной промышленности. И это только одна из многих областей, в которых наши земляки достигли невиданных высот.

Сейчас в Донбассе готовят высококвалифицированных специалистов в сфере медицины, горном деле, химической отрасли, области гуманитарных наук, экономической сфере. Молодая Республика еще только в начале своего пути, но уже готовит команду молодых профессионалов.

Что важно, бесплатное высшее образование доступно для всех жителей бывшей Донецкой области. Руководство Донецкой Народной Республики предоставляет равные возможности для каждого жителя шахтерского края, независимо от места проживания. В подтверждение тому была создана и функционирует Гуманитарная программа по воссоединению народа Донбасса.

В сфере образования программа реализуется по следующим направлениям: организация бесплатного обучения в учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, организация школьного обучения для лиц с ограниченными возможностями, содействие выпускникам образовательных учреждений в трудоустройстве.

Граждане, которые уже давно осуществляют свою профессиональную деятельность, но в данный момент находятся в поисках работы могут обратиться в Республиканский центр занятости. На данный орган возложена основная обязанность по организации трудоустройства в Донецкой Народной Республике. Служба также занимается переподготовкой специалистов.

Сотрудники центра предоставляют актуальный список доступных вакансий и, при необходимости, направляют граждан на курсы для обретения новых навыков.

По данным центра занятости, по состоянию на 7.04.17 в единой базе данных центров занятости имелось 10,5 тыс. вакансий. По состоянию на 7 апреля 2017 года состояло на учете в центрах занятости Республики 20,8 тыс. лиц, ищущих работу, из них: трудоустроены – 15,9 тыс. человек, в том числе на постоянную работу – 5,3 тыс. человек, на работы временного характера – 10,6 тыс. человек.

Донецким центром профессионально-технического образования Республиканского центра занятости постоянно проводятся бесплатные семинары для населения для получения практических навыков: работы на персональных компьютерах; техники и механизации торговых расчетов (работа на кассовых аппаратах); работы в программе «1С: Бухгалтерия 8.2.»; основ предпринимательской деятельности; обработки и художественного оформления текстильных и швейных изделий и др. С начала 2017 года в таких семинарах приняли участие 105 человек.