лого

Человек имеет два притязания: во-первых, на защиту от насилия;

во-вторых, на значимость своих взглядов и своей воли.

Защиту предоставляет ему правовое государство,

значимость его взглядам и воле – демократия.

Карл Ясперс

 

Право граждан напрямую участвовать в политической жизни своей страны закреплено в конституции практически каждого государства, стремящегося к демократии. Граждане имеют право принимать прямое участие в выработке решений по ключевым вопросам посредством общенародного голосования, – как по своей собственной инициативе, так и вследствие исполнения обязательных положений конституции. И это право реализуется путем народного голосования, референдума, придающего ему окончательный и обязательный (в некоторых странах совещательный) характер.

С одной стороны референдум является механизмом правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами; с другой стороны это важнейший институт прямой демократии, который представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум— это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.

Ровно 25 лет назад, 1 декабря 1991 года в Украине был проведен референдум о провозглашении независимости Украины. Референдум о независимости 1991 года нельзя назвать однозначным, ведь он прошел с нарушениями сразу нескольких пунктов закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». Так, одним из основных пунктов было нарушение сроков проведения – вместо декабря 1991-го он должен был состояться в конце февраля 1992 года.

Вопрос в бюллетенях тогда звучал так: «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?» Ведь о выходе из состава СССР заявлено не было, было голосование о подтверждении Акта о независимости, который даже не был доведен к сведению общественности. А ведь главное условие в формулировании вопроса в бюллетене для голосования является отсутствие двоякой трактовки и прозрачность интерпретации. Вопрос должен быть однозначным, и ответ на него может быть либо утвердительный, либо отрицательный.

В истории проведения народного волеизъявления на земле Донбасса есть неудобный для украинских историков и политологов референдум 1994 год. Критикуя референдумы мая 2014 года, опровергая их добровольность, всенародность и законность, украинские эксперты умалчивают сам факт проведения плебисцита 27 марта 1994 года. Тогда вопросы в бюллетенях звучали так:

  1. Придание русскому языку государственного статуса в Украине (Донецкая обл. — 87 %, Луганская обл. — 90%)
  2. Придание русскому языку государственного статуса на Донбассе (Донецкая обл. — 89%, Луганская обл. — 91%)
  3. Подписание Украиной Устава СНГ и полноправное ее участие в Экономическом союзе и Межпарламентской Ассамблее стран СНГ (Донецкая обл. — 89%, Луганская обл. — 91%).
  4. Преобразование Украины в федеративное государство (Донецкая обл. — 79%).

Спустя 20 лет, данные вопросы не утратили свою актуальность. Наоборот, события на майдане подтолкнули жителей бывших Луганской и Донецкой областей вновь заявить о своем праве на самоопределение. Но киевская власть, которая лишь декларативно стремится к демократии, не просто не пожелала услышать народ Донбасса, но и направила армию убивать собственный народ.

Права и свободы человека в Донецкой Народной Республике патронируются Уполномоченным по правам человека и его Аппаратом. Так, по факту нарушения прав человека можно обратиться с заявлением к Омбудсмену или записаться на личный прием.

Граждане могут оформить обращение к Омбудсмену любыми удобными для них способами, так большую долю по-прежнему занимают устные обращения, которые поступают в ходе личной встречи с Уполномоченным, а также руководителями Аппарата, в процессе обращения в отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Уполномоченного, по телефонам «горячей линии», через веб-приемную сайта Омбудсмена. Есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте.

В период работы с 26 ноября по 2 декабря 2016 года 35 человек посетили личный прием Уполномоченного, 45 поступивших заявлений было принято отделом по работе с обращениями граждан, 43 звонка поступило по телефонам «горячей линии». На электронную почту Аппарата Уполномоченного пришло 48 электронных обращений, а также 3 письменных и 35 устных обращений было принято к рассмотрению, 4 были рассмотрены из ранее поступивших обращений, 50 гражданам Республики была предоставлена юридическая консультация.

 

  1. Статистика и анализ разрушенных объектов инфраструктуры

 

На текущей неделе линия фронта Донецкой Народной Республики почти ежедневно подвергалась обстрелам с украинской стороны. Украинские силовики целенаправленно разрушают объекты, которые обеспечивают жителям Республики воду, энергоснабжение и газоснабжение. Огонь ведется и по другим объектам инфраструктуры.

Вечером 26 ноября украинские силовики открыли огонь по селу Саханка Новоазовского района ДНР. В результате обстрелов было повреждено остекление школьной детской столовой и котельной. Были повреждены здания Дома культуры, сельской администрации, а также пожарного депо.

30 ноября украинские силовики открыли минометный огонь по водозаборной станции в районе поселка Набережное Новоазовского района.

Утром 1 декабря в результате обстрелов с украинской стороны была обесточена Донецкая фильтровальная станция, была нарушена подача воды в ряде городов Донбасса.

 

По состоянию на 1 декабря 2016 года вследствие военных действий в регионе было частично повреждено (разрушено) более 10962 объектов инфраструктуры.

В г. Донецке разрушено более 6672 объектов, в г. Дебальцево – 262 ед., в г. Горловке – 479 ед., в г. Докучаевске – 68 ед., в г. Енакиево – 279 ед., в г. Ждановке – 91 ед., в г. Кировское – 31 ед., в г. Макеевке – 1032 объектов, в г. Снежное – 54 ед., в г. Торезе – 118 ед., в г. Харцызске – 738 ед., в г. Шахтерске – 74 ед., в г. Ясиноватая – 565 ед., в Амвросиевском  районе – 277 ед., в Волновахском районе – 3 ед., в Марьинском районе – 24 ед., в Новоазовском районе – 17 ед., в Старобешевском районе – 52 ед., в Тельмановском районе – 93 ед., в Шахтерском районе – 33 ед..

В разрезе отраслей разрушено:

— 5943 жилых домов;

— 760 линий электропередач и пунктов распределения электроэнергии;

— 172 объект теплоснабжения;

— 46 объектов водоснабжения;

— 2669 объектов газоснабжения;

— 11 объектов в сфере водоотведения и канализационного хозяйства;

— 97 объектов здравоохранения;

— 470 объектов общеобразовательных учебных заведений (школы и детские сады);

— 54 объекта профессионально — технических учебных заведений;

— 54 объекта высших учебных заведений;

— 25 объектов в сфере физической культуры и спорта;

— 53 объекта учреждений культуры;

— 221 объект дорожно-транспортной инфраструктуры;

— 58 объектов промышленного производства;

— 88 объектов торговых предприятий;

— 241 объектов других сфер.

 

Согласно официальным данным по состоянию на 24 ноября 2016 года в Донецкой Народной Республике из 2739 ед. поврежденных государственной и коммунальной форм собственности объектов восстановлено – 412 ед., 2327 ед. – осталось восстановить.

 

  1. Учет смертности, полученных ранений мирных жителей и военнослужащих в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики

 

Полного прекращения огня, предусмотренное Минскими Соглашениями, к сожалению, так и не произошло. Ситуация на фронтах Донецкой Народной Республики продолжает оставаться напряженной. Мишенью провокационного огня украинских силовиков вновь стали пункты пропуска на линии разграничения.

Так, вечером 26 ноября украинская сторона подвергла обстрелу район контрольно-пропускной пункт «Майорск». Ранним утром и поздним вечером 27 ноября украинские силовики вновь открыли огонь по данному пункту пропуска. К счастью, на момент обстрела гражданских автомобилей на КПП не было, в «серой зоне» мирных жителей также не оставалось.

26 ноября в Петровском районе г. Донецк во время артиллерийского обстрела со стороны украинских силовиков, во дворе своего дома обширную рану левой кисти с наличием инородного тела, ранение левого глаза с наличием инородного тела получил гражданский мужчина 1950 года рождения.

27 ноября в результате взрыва мины ушиб головного мозга, ожог роговицы глаза получил военнослужащий Республики 1979 года рождения.

28 ноября в результате артиллерийского обстрела Петровского района г. Донецк огнестрельное сквозное ранение правой стопы, открытый перелом правой пяточной кости получил военнослужащий Республики 1995 года рождения.

30 ноября в Никитовском районе г. Горловка, на территории Никитовского доломитного завода минно-взрывную травму, осколочные ранения спины в результате подрыва на растяжке получил гражданский мужчина 1982 года рождения.

В результате минометного обстрела с. Коминтерново Новоазовского района осколочное ранение левого плеча и правой кисти получила гражданская женщина 1952 года рождения.

1 декабря во время проведения ремонтных работ по восстановлению линий электропередачи в поселке Крутая Балка под Ясиноватой, огнестрельное ранение нижней трети бедра с наличием пули от снайперского выстрела получил гражданский мужчина 1955 года рождения.

 

За период с 25 ноября по 1 декабря в результате вооруженной агрессии со стороны украинских силовиков пострадали 6 человек, из которых 2 военнослужащих Республики и 3 гражданских мужчины и одна женщина.

С 26 ноября по 2 декабря в результате агрессии со стороны Украины на территории Донецкой Народной Республики погибли 6 военнослужащих Республики.

С 1 по 30 ноября 2016 на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести в результате непрекращающихся артобстрелов со стороны Украины получили 23 человека, среди которых 13 военнослужащих Республики и 10 мирных жителей.

С 1 по 30 ноября 2016 года в Донецкой Народной Республике погибли 23 мужчины, среди которых 20 военнослужащих Республики.

 

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике продолжает обрабатывать поступающую официально подтвержденную информацию о лицах, которые получили ранения с начала конфликта. Обработанные данные включены в общую статистику пострадавших.

С 1 января по 1 декабря 2016 на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести в результате непрекращающихся артобстрелов со стороны Украины получили 406  человек, среди которых 174 военнослужащих Республики и 232 мирных жителя, в том числе 16 детей.

Уточним, что с начала вооруженного конфликта в Донецкой Народной Республике  погибли 4261 человек, среди которых 591 женщина и 3670 мужчин, в том числе 74 ребенка в возрасте до 18 лет.

 

 

  1. Учет пленных и пропавших без вести военнослужащих

и гражданского населения

 

Пункты 5 и 6 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений подразумевают под собой обеспечение помилования и амнистии путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. А так же обеспечение освобождения и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех».

Уполномоченные лица Донецкой Народной Республики готовы к обмену пленными в формате «всех на всех», однако украинская сторона каждый раз оттягивает проведение этой процедуры. Республика полностью поддерживает идею проведения крупного обмена пленными как можно раньше, особенно в преддверии Нового года и Рождества.

 

«Все зависит только от политической воли Порошенко. Я просто призываю господина Порошенко наконец проявить гуманизм к своим собственным людям и этих несчастных 48 человек уж забрать домой к Новому году в обмен на наших», — прокомментировала Омбудсмен Республики.

 

«Я с большой надеждой смотрю на такую возможность, поскольку переговоры по данному вопросу идут уже давно. И, несмотря на попытки Украины затягивать этот процесс, сегодня есть стороны, заинтересованные в проведении обмена в преддверии праздников, европейская поддержка в этом вопросе присутствует. Мы надеемся, что давление на Киев будет достаточным, и значительная часть наших ребят все-таки вернется домой», —  сообщил Председатель Народного Совета Денис Пушилин.

 

На текущей неделе в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не поступало  заявлений об аресте.

Заявлений о пропаже без вести на текущей неделе также не поступало.

На данный момент в местах лишения свободы украинской стороной удерживается 905 человек.

Отметим, что 488 человек числятся как без вести пропавшими. Возможно, они так же могут находиться в украинском плену.

Аппарат Уполномоченного по правам человека продолжает уточнять информацию о лицах, задержанных украинской стороной, статистические данные могут изменяться.

В целях безопасности лиц, удерживаемых украинской стороной, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не придает огласке принадлежность к категориям: «военнослужащий», «задержанный по политическим мотивам» или «гражданское лицо, не имеющее никакого отношения к конфликту».

 

  1. Учет вынужденных переселенцев

 

Когда мы слышим о военных действиях в других странах или даже на других континентах, – эти события кажутся такими далекими, такими непонятными. На самом деле, мы и представить себе не можем, что такое военный конфликт. Когда военные действия подбираются непосредственно к нашему дому, полностью меняется мировосприятие. Раньше мы могли думать о своих долгосрочных планах, о работе, о летнем отдыхе. Теперь есть лишь одна забота – сберечь свою жизнь и жизни своих близких.

Фраза: «Горек чужой хлеб и тяжелы ступени чужого крыльца», принадлежащая бессмертному перу Данте Алигьери, как нельзя лучше описывает состояние души человека, вынужденного искать приют за пределами родного дома. Участь вынужденного переселенца отягощает сама мысль о том, что вернуться к прежней жизни, в её довоенной форме, уже невозможно: у большинства собственное жилье либо уничтожено, либо разрушено настолько, что не подлежит восстановлению. Для большинства трудовых людей Донбасса собственное жильё было единственным богатством, приобретением всей жизни, иногда трудом нескольких поколений. Целые семьи оказались вырванными из привычного уклада жизни, зачастую без каких-бы то ни было накоплений и средств к существованию.

Чаще всего невольным заложникам войны приходится изменять место жительства, а значит – стать вынужденными переселенцами. Такая процедура связана с множеством проблем, как социально-бытовых, – так и психологических.

Прежде всего, вынужденные переселенцы сталкиваются с проблемой отсутствия жилья. Некоторых готовы принять родственники или друзья на неопределенное или наоборот, четко определенное время, другие обращаются в местные органы власти для того, чтобы получить направление на поселение в пункты временного размещения. Отсюда вытекает вторая проблема, – процедура оформления документов, для которой нужно обладать четкой и  достоверной информацией (куда обратиться за консультацией, какие документы нужно предоставить, какие права имеет вынужденный переселенец и т.п.). Зачастую переселенцы вынуждены покинуть не только свое жилище, но и прежнее место работы. Поэтому, им предстоит справиться с еще одной задачей – трудоустройством. При всем этом, нельзя не принять во внимание психологический фактор: человеку, который покинул свой дом, который видел ужас войны, невероятно трудно адаптироваться в новых условиях.  В подобной ситуации оказаться наедине с проблемой – страшное испытание для любого человека, а тем более, если это – престарелый пенсионер или несовершеннолетний ребенок. Гораздо сложнее с этим справиться детям, которые составляют значительную часть вынужденных переселенцев. Их счастливое детство было прервано войной, в их воспоминаниях навсегда останутся звуки взрывов и те ночи, что они провели в подвалах.

Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР под руководством Дарьи Морозовой с 2014 года занимается вопросами вынужденных переселенцев, пострадавших в результате военного конфликта. При Аппарате омбудсмена работает группа психологов, которые ежедневно помогают людям преодолеть свои страхи и адаптироваться на новом месте. С декабря 2015 года более 6 000 граждан Донецкой Народной Республики получили психологическую помощь.

С начала военных действий именно силами данной государственной структуры было открыто 15 пунктов временного размещения по всей территории Республики. На данный момент функционируют 13 ПВР: 7 – в     г. Донецке, 3 – в Макеевке, 2 – в Харцызске, 1 – в Зугрэсе.

На сегодняшний день в ПВР АУПЧ проживает 1299 вынужденных переселенцев, в том числе 256 несовершеннолетних детей. С начала военного конфликта было выдано 4873 направления на поселение в ПВР АУПЧ. Из них – 718 в 2016 году. В период работы с 19 ноября по 2 декабря 2016 года в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по вопросам вынужденных переселенцев обратились 107 человек, 8-ми из которых были выданы направления на поселение в ПВР АУПЧ. Из них: 6 чел. – в г. Донецк, 1 чел. – в г. Макеевка, 1 чел.– в г. Шахтерск.

На данный момент имеется 1352 свободных места для поселения вынужденных временных переселенцев. Из них: в пунктах временного размещения по всей территории Донецкой Народной Республики (включая ПВР Аппарата омбудсмена) – 1252 места; свободных мест в ПВР Аппарата Уполномоченного – 356 мест; в жилом фонде ДНР – 100 мест.

Напомним, что с начала военного конфликта вынужденными временными переселенцами на Донбассе зарегистрированы 7919 человек, в том числе 2070 детей в возрасте до 18 лет. На территории Республики открыто 67 пунктов временного размещения. Из них 58 функционируют, 9 остаются в резерве. В указанных ПВР проживает 2930 человек, в том числе 556 несовершеннолетних детей, 4989 человек живут в жилом фонде ДНР (включая жилой фонд Аппарата), в том числе 1514 детей возрастом до 18 лет.

 

  1. Трудоустройство граждан Донецкой Народной Республики

 

С древнейших времен созидательный труд был обязательным признаком свободной личности. Право граждан на труд, то есть на получение работы с оплатой труда не ниже установленного государством минимального размера, включая право на свободный выбор профессии, рода занятий и работы, обеспечивается государством. Это право создает условия для эффективной занятости населения, содействует трудоустройству, подготовке и повышению трудовой квалификации, а при необходимости обеспечивает переподготовку лиц, высвобождаемых в результате перехода на рыночную экономику.

Право на труд имеет важнейшее значение для осуществления других прав человека. Как одно из основополагающих прав, оно закреплено в международном законодательстве и обязательно к соблюдению. Со своей стороны, любое государство прилагает усилия для предоставления человеку возможности трудиться. В конституциях большинства стран закреплено, что государство обязуется не только обеспечить занятость населения, но также предоставить безопасные условия труда, своевременную его оплату в объеме не ниже установленного законом.  Такие условия позволяют гражданам найти применение своим способностям и талантам, а также обеспечить благосостояние своей семьи.

Трудоустройство граждан – это ответственная задача, стоящая перед властями молодой республики, вынужденной не просто бороться с безработицей, а делать это в условиях постоянного разрушения производственных мощностей вследствие военных действий. Экономическая блокада, проводимая киевскими властями, вносит дополнительную напряженность в ситуацию на рынке труда.

С целью реализации права на труд в Донецкой Народной Республике, 9 декабря 2014 года был создан Республиканский центр занятости (РЦЗ). Деятельность службы направлена на помощь жителям в поиске работы и последующем трудоустройстве, включая и процесс их профессиональной подготовки, переподготовки.

Донецкий центр профессионально-технического образования Республиканского центра занятости постоянно проводит бесплатные семинары для населения с целью получения практических навыков: работы на персональных компьютерах; техники и механизации торговых расчетов (работа на кассовых аппаратах); основ предпринимательской деятельности и др. С начала 2016 года приняли участие в таких семинарах 611 человек.

По их данным в период с 01.01.2016 по 30.11.2016 в единой базе данных центров занятости имелось 31,9 тыс. вакансий. В период с 1 января по 30 ноября 2016 года состояло на учете в центрах занятости Республики 53,6 тыс. лиц, ищущих работу, из них: трудоустроены – 41,7 тыс. человек, в том числе на постоянную работу – 20,8 тыс. человек, на работы временного характера – 20,9 тыс. человек.

Что немаловажно, в Донецкой Народной Республике также созданы возможности для трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями. Соответствующие гарантии предусмотрены Конституцией Донецкой Народной Республики. В число законодательных актов, гарантирующих социальную защиту лиц с ограниченными физическими возможностями, входит Закон «О социальной защите инвалидов ДНР», определенные статьи в Законе «О занятости» и Порядок установления квоты для приема на работу инвалидов, утвержденный Постановлением Совета министров ДНР от 31.05.2016 года №7-23.

Тамара Козенко, директор РЦЗ ДНР, подчеркнула, что сейчас главная задача — создать и отработать эффективные механизмы, реализующие эти нормы. По ее словам, с начала работы Порядка по установлению квоты для приема на работу инвалидов в Центрах занятости было проведено 118 семинаров с работодателями, где обсуждался этот вопрос. 1650 предприятий и организаций с численностью работников свыше 30 человек приняли в них участие.

 

«Сформирован банк резюме лиц, в том числе с ограниченными физическими возможностями, обратившихся в Центр занятости в поисках работы. Информация о профессионально-квалификационном составе лиц, ищущих работу, есть и на официальном сайте Республиканского центра занятости», — сказала Тамара Козенко.

 

С начала года в Центры занятости обратились в поисках работы 1122 человека с инвалидностью (женщины — 35,4% и молодежь до 35 лет — 31,8%). При содействии Центров занятости на постоянные рабочие места был трудоустроен 481 человек с ограниченными физическими возможностями.

 

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также