лого
Горячая линия: 071-301-73-52 (по общим вопросам) ; 071-404-69-29 (по вопросу без вести пропавших и обмена пленными ) ombudsman_dnr@mail.ru

Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении –

это первая и единственная законная задача

хорошего правительства.

Томас Джефферсон

 

Одной из главных целей каждого государства должна быть грамотная социальная ориентированная экономика, способствующая социальной защите всех слоев общества. Формой реализации данной экономики выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. Социальная политика государства по своей природе должна быть единой.

Любое демократическое государство конституционно декларирует себя в качестве государства социального. Социальное государство обязано в силу своего статуса проводить развернутую и действенную социальную политику.

Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста.

Социальная политика государства – одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений между социальными группами, слоями общества, обеспечении условий повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Отсутствие грамотно разработанной стратегии социальной политики влечет за собой массовое недовольство и, как следствие, массовые протесты населения. На текущей неделе Украину захлестнула волна протестных акций. Политика, проводимая киевскими властями, приводит к обнищанию населения: неподъемные тарифы за коммунальные услуги, незащищенность банковской системы, нестабильность и недоверие к национальной валюте, высокие цены на товары первой необходимости, низкие зарплаты – все это вынуждает людей выходить на акции протеста и требовать у власти гарантии обеспечения своих социальных прав. Зная об этих протестах, руководство страны решает не просто закрыть глаза на происходящее, оставив народ один на один со своими проблемами, а использовать данную ситуацию с целью обвинения протестующих в участии в плане по дестабилизации государства. Неужели для демонстрации эффективности своей политики киевским властям нужно придумывать мифических врагов, чтоб показательно с ним бороться? В 2014 году такими врагами стали все жители Донбасса, озвучившие свою позицию несогласия. Результатом борьбы с «врагом», тогда стала так называемая «антитеррористическая операция», унесшая тысячи людских жизней и разрушившая миллионные судеб.

Сейчас украинская власть ограждает себя от протестующих высокими заборами и тысячами сотрудников внутренних дел, в далеком 2014 ограждением стала линия разграничения, а защитой незаконных властей стала армия, выполняющая преступные приказы. От кого защищаетесь? От собственного народа? Вместо того, чтобы отмежеваться от проблем простых жителей, не разумнее ли сесть за стол переговоров и совместно реализовать план действий, который бы помог выработать такие методы, которые бы гарантировали соблюдение всех социальных прав граждан, а не отбиваться от них очередными одноразовыми подачками.

Права и свободы человека в Донецкой Народной Республике патронируются Уполномоченным по правам человека и его Аппаратом. Так, по факту нарушения прав человека можно обратиться с заявлением к Омбудсмену или записаться на личный прием.

Граждане могут оформить обращение к Омбудсмену любыми удобными для них способами, так большую долю по-прежнему занимают устные обращения, которые поступают в ходе личной встречи с Уполномоченным, а также руководителями Аппарата, в процессе обращения в отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Уполномоченного, по телефонам «горячей линии», через веб-приемную сайта омбудсмена. Есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте.

С начала 2016 года в адрес Главного правозащитника Республики поступило боле 6312 обращений. В период работы с 12 по 18 ноября 2016 года 26 человек посетили личный прием Уполномоченного, 47 поступивших заявлений было принято отделом по работе с обращениями граждан, 56 звонков поступило по телефонам «горячей линии». Личный прием омбудсмена Республики посетили 24 человека. На электронную почту Аппарата Уполномоченного пришло 25 электронных обращений, а также 8 письменных обращений было принято к рассмотрению, 9 рассмотрено из ранее поступивших обращений, 37 гражданам Республики была предоставлена юридическая консультация.

Все поступающие обращения можно разделить на 4 категории: нарушения в сфере уголовного права – 285 обращений, нарушения в сфере гражданского права – 341 обращение, административно-правовые нарушения в адрес граждан ДНР – 40 обращений, вопросы социального и гуманитарного характера – 5646 обращений (диаграмма 1).

 

 

 Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 11.11.2016г

Количество обращений в сфере уголовного права

Количество обращений в сфере гражданского права

Административно-правовые нарушения в отношении граждан

Вопросы социального и гуманитарного характера

 

Из всей входящей корреспонденции, которая поступает в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, наиболее актуальной остается та, которая связанна с вопросами реализации социальных прав граждан и нарушением этих прав.

К этому перечню относятся вопросы: о выплате пенсий и социальных пособий – 668 обращений, предоставление жилья для временного проживания – 839 обращений, порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья – 175 обращений, получение гуманитарной помощи – 541 обращение, трудоустройство – 330 обращений, оформление документов и выезда на территорию других государств – 54 обращения, поиск пропавших без вести – 257 обращений, утрата документов  удостоверяющих личность – 265 обращений, жилищно-коммунальные вопросы – 266 обращений, получение временной прописки – 374 обращения, другие вопросы социально–гуманитарного характера – 1877 обращений (диаграмма 2)

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан по вопросам социального и гуманитарного характера, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 11.11.2016г., единиц

Выплата пенсий и социальных пособий

Получение гуманитарной помощи

Поиск пропавших безвести военнослужащих

Жилищно-коммунальные вопросы

Предоставление жилья для временного проживания

Трудоустройство

Поиск пропавших безвести гражданских лиц

Получение временной прописки

Порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья

Оформление документов и выезда на территорию других государств

Утрата документов, удостоверяющих личность

Другие вопросы

 

По территориальной принадлежности наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступает из г. Донецка (Диаграмма 3).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 11.11.2016г

Донецк

Енакиево

Снежное

Ясиноватая

Старобешевский район

Горловка

Ждановка

Торез

Амросиевский район

Тельмановский район

Дебальцево

Кировское

Харцызск

Марьинский район

Шахтерский район

Докучаевск

Макеевка

Шахтерск

Новоазовский район

Другие населенные пункты

 

  1. Статистика и анализ разрушенных объектов инфраструктуры

 

На текущей неделе линия фронта Донецкой Народной Республики почти ежедневно подвергалась обстрелам с украинской стороны. Больше всего от действий противника пострадала инфраструктура Новоазовского района.

15 ноября в результате обстрелов с украинской стороны была перебита электролиния, вследствие чего было нарушено электроснабжение всего Новоазовского района, также отсутствовало газоснабжение, в результате повреждения газовой трубы.

В результате ночного обстрела 17 ноября села Саханки Новоазовского района со стороны ВСУ были повреждены здание почтового отделения и столовой.

18 ноября село Серегевка Новоазовского района было подвергнуто массированным обстрелам, в результате чего данный населенный пункт был полностью обесточен.

 

По состоянию на 17 ноября 2016 года вследствие военных действий в регионе было частично повреждено (разрушено) более 10956 объектов инфраструктуры.

В г. Донецке разрушено более 6671 объектов, в г. Дебальцево – 262 ед., в г. Горловке – 477 ед., в г. Докучаевске – 68 ед., в г. Енакиево – 279 ед., в г. Ждановке – 91 ед., в г. Кировское – 31 ед., в г. Макеевке – 1032 объектов, в г. Снежное – 54 ед., в г. Торезе – 118 ед., в г. Харцызске – 738 ед., в г. Шахтерске – 74 ед., в г. Ясиноватая – 563 ед., в Амвросиевском  районе – 276 ед., в Волновахском районе – 3 ед., в Марьинском районе – 24 ед., в Новоазовском районе – 17 ед., в Старобешевском районе – 52 ед., в Тельмановском районе – 93 ед., в Шахтерском районе – 33 ед..

В разрезе отраслей разрушено:

— 5941 жилых домов;

— 760 линий электропередач и пунктов распределения электроэнергии;

— 171 объект теплоснабжения;

— 46 объектов водоснабжения;

— 2669 объектов газоснабжения;

— 11 объектов в сфере водоотведения и канализационного хозяйства;

— 97 объектов здравоохранения;

— 469 объектов общеобразовательных учебных заведений (школы и детские сады);

— 54 объекта профессионально — технических учебных заведений;

— 54 объекта высших учебных заведений;

— 25 объекта в сфере физической культуры и спорта;

— 53 объекта учреждений культуры;

— 221 объект дорожно-транспортной инфраструктуры;

— 58 объектов промышленного производства;

— 88 объектов торговых предприятий;

— 239 объектов других сфер.

 

Согласно официальным данным по состоянию на 11 ноября 2016 года в Донецкой Народной Республике из 2728 ед. поврежденных государственной и коммунальной форм собственности объектов восстановлено – 412 ед., 2316 ед. – осталось восстановить.

 

  1. Учет смертности, полученных ранений мирных жителей и военнослужащих в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики

Полного прекращения огня, предусмотренное Минскими Соглашениями, к сожалению, так и не произошло. Ситуация на фронтах Донецкой Народной Республики продолжает оставаться напряженной. Как показала текущая неделя, мишенью провокационного огня украинских силовиков стали не просто случайные объекты и их прилегающая территория, а места массового скопления людей.

Так, 11 ноября украинские силовики открыли огонь по территории шахты Челюскинцев в Петровском районе г. Донецка. Один из снарядов попал в вентиляционный ствол шахты, в зоне аварии находилось 134 человека. К счастью, жертв и пострадавших удалось избежать.

17 ноября в результате артиллерийского обстрела Куйбышевского района г. Донецк взрывное устройство попало на территорию больницы № 21, где также находились люди. По счастливой случайности пострадавших не зафиксировано.

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике продолжает фиксировать нарушение украинской стороной базовых прав жителей Донбасса: право на жизнь, на безопасность личности, право на неприкосновенность жилища.

Так, 11 ноября в результате обстрела в районе Углегорска осколочное ранение нижней трети левого бедра получил военнослужащий Республики 39 лет.

12 ноября в результате боевых действий в поселке Безыменное Новоазовского района минно-взрывную травму, открытую черепно-мозговую травму, проникающее ранение грудной клетки получил военнослужащий Республики 32 лет.

В Донецке в результате провокационного обстрела АС Трудовские огнестрельное ранение получил военнослужащий Республики 37 лет.

13 ноября в результате боевых действий в поселке Саханка Новоазовского района минно-взрывную травму, огнестрельное сквозное пулевое ранение верхней трети правого плеча, надплечья, шеи получил военнослужащий Республики 30 лет.

16 ноября в Докучаевске в результате неосторожного обращения с взрывоопасным предметом сочетанную минно-взрывную травму, травматическую ампутацию правой кисти, открытый перелом правого бедра, множественные поверхностные осколочные ранения бедра, груди, живота получил гражданский мужчина 47 лет.

 

За период с 11 по 17 ноября в результате вооруженной агрессии со стороны украинских силовиков пострадали 5 человек, из которых 4 военнослужащих Республики и 1 гражданский мужчина.

С 12 по 18 ноября в результате агрессии со стороны Украины на территории Донецкой Народной Республики погибли 4 военнослужащих Республики и один мирный житель – ребенок 2000 года рождения, который попал под обстрел со стороны ВСУ в районе поселка Ясное под Докучаевском при попытке пересечь линию соприкосновения сторон в обход контрольно-пропускного пункта к юго-западу Республики.

С 1 января по 17 ноября 2016 на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести в результате непрекращающихся артобстрелов со стороны Украины получили 350 человек, среди которых 140 военнослужащих Республики и 210 мирных жителя, в том числе 16 детей.

Уточним, что с начала вооруженного конфликта в ДНР погибли 4250 человек, среди которых 591 женщина и 3659 мужчин, в том числе 74 ребенка в возрасте до 18 лет.

 

В Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике продолжает поступать официально подтвержденная информация о лицах, которые получили ранения с начала конфликта. На данный момент эта информация обрабатывается и в дальнейшем будет включена в общую статистику пострадавших.

 

  1. Учет пленных и пропавших без вести военнослужащих

и гражданского населения

Необъявленная война, развязанная кровавым киевским режимом в апреле 2014, разделила территорию единого Донбасса на две части. Для руководства Донецкой Народной Республики главной ценностью является человеческая жизнь, безопасность и достоинство личности. На территории бывшей Донецкой области, временно подконтрольной украинским властям, ситуация зеркально противоположна: население не имеет никаких прав и свобод, каждый житель той стороны уже виновен в том, что имеет собственное мнение, которое не совпадает с официальным курсом незаконных властей. Каждый житель может быть арестован без фактических доказательств просто за наличие собственного мнения.

Политика расправы с несогласными неоднократно привлекала внимание международных правозащитных организаций, но украинская сторона продолжает с помощью методов запугивания и устрашения наглядно и привселюдно «наказывать» за свободу слова и мысли.

В древности, во времена инквизиции устраивали показательную «охоту на ведьм» – преследование людей по подозрению в колдовстве, а по факту, по подозрению в инакомыслии. Такие действия одновременно были и возможностью расправы с несогласными, и также своеобразным способом удерживать население в страхе, контролировать все его действия.

Со времен инквизиции прошло уже 4 века, но идея полного контроля властью свободы мысли населения и преследование с целью расправы над неугодными никуда не исчезла.

На текущей неделе киевские власти направили во временно подконтрольную им Красногоровку спецподразделение МВД «Сокол» для выявления среди местного населения сторонников Донецкой Народной Республики. Показательная зачистка местного населения, которое и так живет на линии войны, является индикатором отношения к жителям Донбасса. Возможно, киевским властям легче обвинить своих граждан в мифическом сепаратизме, чем обеспечить их всеми условиями для нормальной жизни, в которой бы не было недовольных социальной политикой государства.

На текущей неделе в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике поступили сведения о применении физического воздействия к политическому заключенному, находящемуся в СИЗО г. Полтава. Так, Аппарат располагает информацией, что 29 октября 2016 в следствии применения физической силы у незаконно удерживаемого лица были выбиты зубы, смещена челюсть, сломан нос, сломаны ребра. В тюремной больнице ему был сделан рентген, который подтвердил наличие повреждений в лицевой части черепа, зубных мостов и ребер.

Женевская Конвенция от 12 августа 1949 года «Об обращении с военнопленными» гарантирует, что задержанные в результате вооруженных действий лица должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения, или любых других аналогичных критериев. Руководствуясь данным правовым документом, а также Всеобщей Декларацией Прав Человека, было оформлено обращение к международной правозащитной организации с просьбой принять меры в рамках имеющегося мандата.

На текущей неделе в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не поступало заявлений об аресте.

Заявлений о пропаже без вести на текущей неделе также не поступало.

На данный момент в местах лишения свободы украинской стороной удерживается 901 человек.

Отметим, что 488 человек числятся как без вести пропавшими. Возможно, они так же могут находиться в украинском плену.

В целях безопасности лиц, удерживаемых украинской стороной, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не придает огласке принадлежность к категориям: «военнослужащий», «задержанный по политическим мотивам» или «гражданское лицо, не имеющее никакого отношения к конфликту».

 

  1. Учет вынужденных переселенцев

 

В международной практике используется понятие «внутренне перемещенные лица». Этот термин звучит очень сухо и безразлично, он не отражает всей сути проблемы, с которой столкнулись люди-заложники войны. В действительности, под этим понятием кроются человеческие судьбы, жизни людей, навсегда изменившие свой ход. С началом военного конфликта в Донбассе, спровоцированного украинской стороной, все больше и больше граждан были вынуждены сменить место жительства, чтобы спасти свою жизнь и жизнь своих близких. Многие и вовсе остались без жилья. Теперь вынужденным переселенцам предстоит адаптироваться в новых условиях, бороться с новыми испытаниями, которые ежедневно возникают на их пути.

Чаще всего, люди, которые вынуждены изменить место жительства, остаются на территории ДНР. Здесь они чувствуют бóльшую психологическую поддержку и защищенность, чем по ту сторону конфликта. Подавляющее большинство перемещенных лиц составляют женщины и дети, которые в особенности подвержены опасности нарушения их основополагающих прав.

Внутренне перемещенные лица, так же, как и все другие группы населения, пользуются правами человека, основы которых заложены как в международных документах по правам человека, так и в традиционном праве. Кроме того, в случае вооруженного конфликта они имеют наряду с другими группами гражданского населения право на различные формы защиты в рамках международного гуманитарного права. Так, в Четвертой Женевской Конвенции от 12 августа 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны» описан порядок обращения с жертвами военных действий.

Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР под руководством Дарьи Морозовой с 2014 года занимается вопросами вынужденных переселенцев, пострадавших в результате военного конфликта. При Аппарате Омбудсмена работает группа психологов, которые ежедневно помогают людям преодолеть свои страхи и адаптироваться на новом месте. С декабря 2015 года более 6 000 граждан Донецкой Народной Республики получили психологическую помощь.

С начала военных действий именно силами данной государственной структуры было открыто 15 пунктов временного размещения по всей территории Республики. На данный момент функционируют 13 ПВР: 7 – в     г. Донецке, 3 – в Макеевке, 2 – в Харцызске, 1 – в Зугрэсе.

На сегодняшний день в ПВР АУПЧ проживает 1341 вынужденных переселенцев, в том числе 261 несовершеннолетний ребенок. С начала 2016 года было выдано 4856 направлений на поселение в ПВР АУПЧ. В период работы с 12 по 18 ноября 2016 года в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по вопросам вынужденных переселенцев обратились 55 человек, 12-ти из которых были выданы направления на поселение в ПВР АУПЧ. Из них: 10 чел. – в г. Донецк, 1 чел. – в г. Макеевка, 1 чел.– г. Шахтерск.

На данный момент имеется 1378 свободных мест для поселения вынужденных временных переселенцев. Из них: в пунктах временного размещения по всей территории Донецкой Народной Республики (включая ПВР Аппарата омбудсмена) – 1247 мест; свободных мест в ПВР Аппарата Уполномоченного – 324 места; в жилом фонде ДНР – 131 место.

Напомним, что с начала военного конфликта вынужденными временными переселенцами на Донбассе зарегистрированы 8201 человек, в том числе 2115 детей в возрасте до 18 лет. На территории Республики открыто 68 пунктов временного размещения. Из них 58 функционируют, 10 остаются в резерве. За прошедшую неделю один ПВР в г. Амвросиевка (общежитие профессионального лицея) был закрыт в связи с поселением иногородних учащихся. В указанных ПВР проживает 2987 человек, в том числе 567 несовершеннолетних детей, 5214 человек живут в жилом фонде ДНР, в том числе 1548 детей возрастом до 18 лет.

 

  1. Трудоустройство граждан Донецкой Народной Республики

 

Человек может чувствовать себя полностью защищенным только в том случае, если он может обеспечить достойную жизнь себе и своей семье. Когда гражданин имеет стабильный заработок, он может строить планы на будущее и улучшать свои условия для жизни. Помимо этого, делая вклад в развитие своего государства, любой будет чувствовать себя важной ячейкой общества, частью единого целого. Это и есть самореализация, которая является важной составляющей жизни любого человека. Ведь каждый стремится максимально использовать свой потенциал, раскрыть свои таланты и найти им применение.

Со своей стороны, любое государство прилагает усилия для предоставления человеку возможности трудиться. В конституциях большинства стран закреплено так называемое право на труд. Это право обязывает государство не только обеспечить занятость населения, но также предоставить безопасные условия труда, своевременную его оплату в объеме не ниже установленного законом.

Так и Донецкая Народная Республика всячески способствует реализации права граждан на труд. Основная обязанность по организации трудоустройства граждан ДНР возложена на Республиканский центр занятости. Деятельность данного государственного органа заключается в оказании гражданам помощи в поисках подходящей работы и устройстве, включая и процесс их профессиональной подготовки, переподготовки.

Донецкий центр профессионально-технического образования Республиканского центра занятости постоянно проводит бесплатные семинары для населения с целью получения практических навыков: работы на персональных компьютерах; техники и механизации торговых расчетов (работа на кассовых аппаратах); основ предпринимательской деятельности и др. С начала 2016 года приняли участие в таких семинарах 601 человек.

По их данным в период с 01.01.2016 по 18.11.2016 в единой базе данных центров занятости имелось 30,8 тыс. вакансий. В период с 1 января по 18 ноября 2016 года состояло на учете в центрах занятости Республики 52,2 тыс. лиц, ищущих работу, из них: трудоустроены – 40,7 тыс. человек, в том числе на постоянную работу – 20,1 тыс. человек, на работы временного характера – 20,6 тыс. человек.