*По вопросам лиц,попавших в плен или пропавших без вести в результате вооруженного конфликта, обращайтесь по телефону горячей линии: +38-071-404-69-29 или e-mail: ombudsman_dnr@mail.ru
лого

Информация о получении документов украинского образца для детей,

рожденных в ДНР и ЛНР

Дети, проживающие в ДНР и ЛНР сталкиваются с трудностями в получении следующих документов:

  • Регистрация рождения
  • Проездные документы для детей в возрасте до 16 лет
  • Паспорт для детей старше 16 лет
  • Доверенность от родителей

В дополнение к этим вопросам, на детей может влиять ограниченный доступ их родителей к различным формам документов, таким как:

  • Регистрация брака и развода
  • Регистрация недвижимости
  • Регистрация смерти

 

По оценкам экспертов, только 38% детей, рожденных в ДНР и ЛНР, зарегистрировано в Украине.

Например, в течение первых девяти месяцев 2016 года органами регистрации актов гражданского состояния ДНР и ЛНР были зарегистрированы 14140 фактов рождения, из которых лишь 5328 чел. получили свидетельство о рождении украинского образца, а 8820 детей не имеют каких-либо документов, выданных правительством Украины.

Все дети независимо от места жительства должны иметь равный доступ к процедурам выдачи документов в соответствии с требованиями национального законодательства и «Конвенции о правах ребенка». Все дети, в том числе дети, рожденные в ДНР и ЛНР должны считаться правительством Украины детьми, в отношении которых государство Украина несет ответственность.

Регистрация рождения способствует формированию среды защиты от злоупотреблений, эксплуатации (например, детский труд и брак с несовершеннолетними) и насилия, а также имеет важное значение для воссоединения семьи, когда ребенок отделен от своих родителей или законных опекунов, особенно вовремя и после чрезвычайных ситуаций.

 

Процедура получения свидетельства о рождении украинского образца, для детей, родившихся на территории ДНР или ЛНР

 

В соответствии с Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», любой документ или решения, вынесенные должностными лицами, в том числе медицинские свидетельства о рождении и подтверждения медицинскими консультационными комиссиями, считаются недействительными и не создают правовых последствий.  Вследствие этого, любая регистрация в ДНР и ЛНР не признается ни одним официальным органом в Украине.

Процедура регистрации рождения для детей, родившихся на территории ДНР или ЛНР имеет два альтернативных решения:

  • Медицинская консультационная комиссия, которая может документально подтвердить факт рождения и личность родителей, если она собирается в течение 30-дневного периода после рождения.

На сегодняшний день Порядок создания комиссии и Положение о ней не утверждены Министерством здравоохранения Украины.

  •  Решение суда.

Кроме этого, некоторые родители детей, рожденных на территории ДНР и ЛНР, могут привлечь «посредников», которые, за относительно высокую оплату, будут осуществлять процесс регистрации от их имени. Эти лица могут быть профессионалами, работающими на определенную компанию, и/или они могут быть юристами. Таким образом, родители, располагающие финансовыми ресурсами, могут платить за услуги, в результате которых смогут получить украинское свидетельство о рождении. Однако данная ситуация создает высокие риски, связанные с несоответствующим ведением дел и мошенничеством.

 

Дети в возрасте старше 16 лет имеют право на получение украинского паспорта.  Тем не менее, дети, проживающие в ДНР и ЛНР, сталкиваются с проблемами при подаче заявления о выдаче паспорта, что и родители детей, претендующих на свидетельства о рождении.  В частности, они часто сталкиваются с рисками для их жизни и безопасности при пересечении контрольно-пропускных пунктов (которые систематически обстреливаются) и относительно дорогими и длительными процессами.

Дети до 16 лет могут получить паспорт гражданина ДНР или ЛНР, но он не является действительным для поездок, за исключением поездок в Российскую Федерацию.

Требования о наличии проездных документов распространяются на всех детей в возрасте до 16 лет, если они должны пересечь международную границу или линию разграничения с Украиной.

 

Информация о позиции украинской стороны о количестве получателей пенсий и социальных пособий на территории Украины из числа жителей ДНР и ЛНР

 

На заседании гуманитарной подгруппы в г. Минк, состоявшемся 09 ноября 2016 года украинская сторона при обсуждении вопроса «Внутренне перемещенные лица и беженцы» выразила позицию того, что до лета 2014 года с территории ДНР и ЛНР на территорию Украины выехало 1 млн. 50 тыс. человек, из которых:

— 143 тыс. чел. ни разу не обратились за пенсиями и социальными выплатами;

— 140 тыс. чел. проходят верификацию;

— около 500 тыс.  получают пенсии и социальные выплаты.

 

По информации, имеющейся у представителей ДНР, цифра в 500 тыс. человек, получающих пенсии и социальные выплаты на территории Украины, завышена, и реально составляет порядка 200 тыс. чел.

 

Анализ документов международных организаций об обязательствах украинской власти обеспечивать пенсиями и социальными выплатами жителей Донецкой Народной Республики

 

12 октября 2016 года Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла  резолюцию № 2133, пункт 16.3 которой обязывает украинскую власть «упростить, насколько это возможно, повседневную жизнь жителей неподконтрольных территорий и перемещенных лиц из этих районов за счет сокращения административных процедур в отношении доступа к выплате пенсий и социальной помощи».

Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека в своих ежеквартальных отчетах о ситуации с правами человека на Украине постоянно уделяет внимание социальным выплатам жителям Донбасса. Еще в 2016 году в 16 Докладе было указано, что «приостановка пенсионных и социальных выплат ВПЛ до проверки адреса их местожительства по-прежнему вызывает обеспокоенность. Такая ситуация продолжает неблагоприятно сказываться на реализации ВПЛ своих социальных прав». В этом же документе Управление Верховного Комиссара ООН призывает к тому, что осуществление выплат должно производиться без привязки пенсий и социальных пособий к регистрации места жительства и регистрации статуса ВПЛ.

8 июня 2016 года Кабинет Министров Украины принял постановление № 365 по осуществлению социальных выплат внутренне перемещенным лицам. Постановление предусматривало, что структурные подразделения по вопросам соцзащиты должны осуществлять проверки места проживания переселенцев и составлять акт обследования бытовых условий семьи переселенцев.

14 декабря 2017 года в Едином госреестре судебных решений Украины появились данные, то Окружной административный суд Киева признал противоправным и решил отменить постановление правительства от 8 июня 2016 №365 по осуществлению социальных выплат внутренне перемещенным лицам. В постановлении также отмечалось, что правительственное постановление было принято за пределами полномочий ответчика и без соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, которые должны предшествовать его принятию. 30 января 2018-го Верховный Суд Украины сформулировал в своем постановлении следующую правовую позицию: «Судами верно указано о приоритетности применения требования ст.49 Закона Украины« Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», а потому доводы о необходимости применения норм Постановления Кабинета Министров [речь идет о Постановлении КМУ №365] безосновательны». Верховный Суд подчеркнул, что выплата пенсий может прекращаться только на основании исчерпывающего перечня причин, предусмотренных в законе, юридическая сила которого выше постановления.

В 21 Докладе ООН авторы поприветствовали такое решение Суда и выразили надежду, что «это приведет к изменению в политике с тем, чтобы обеспечить равный доступ всех украинских пенсионеров к пенсиям».

В пункте 117 Доклада было сказано следующее: «УВКПЧ еще раз подчеркивает, что действующая система, ставящая право на пенсию в зависимость от регистрации в качестве ВПЛ, привела к значительному сокращению количества лиц с территории, контролируемой Республиками, которые получают пенсию. В августе 2014 года на этой территории было зарегистрировано 1.278.000 пенсионеров, тогда как по состоянию на январь 2016 года пенсии получали 956.000 человек, а по состоянию на ноябрь 2017 года − только 504.900. Хотя некоторые пенсионеры, проживающие на территории, контролируемой Республиками, могут получать финансовую помощь от Республик, это не отменяет их право на пенсию, которая является и формой собственности, и видом социального страхования, и обеспечивается исключительно государством».

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Яндекс.Метрика