лого
Горячая линия: 071-301-73-52 (по общим вопросам) ; 071-404-69-29 (по вопросу без вести пропавших и обмена пленными ) ombudsman_dnr@mail.ru

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека

и гражданина – обязанность Донецкой Народной Республики,

ее государственных органов и должностных лиц.

Статья 3 Конституции Донецкой

                                                                      Народной Республики

 

Подводя итог прошедшему 2016 году, можно сказать, что он стал еще одним этапом в развитии правозащитной сферы в Донецкой Народной Республике. Шло становление и укрепление института Уполномоченного по правам человека. Главное, решались конкретные проблемы людей.

Проделана большая работа по осуществлению контроля над соблюдением прав и свобод человека и гражданина, защите его прав и законных интересов.

В условиях вооруженного конфликта, развязанного киевскими властями на территории Донбасса, очень остро стоит вопрос возвращения всех незаконно удерживаемых украинской стороной лиц. Согласно Закону Донецкой Народной Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Донецкой Народной Республике», Омбудсмен Республики вправе осуществлять контроль по соблюдению прав человека и норм международного права в отношении гражданских лиц и военнопленных. В компетенцию Уполномоченного входит учет пленных и пропавших безвестно военнослужащих и гражданских лиц, формирование предварительных списков пленных.

В течение 2016 года из мест принудительного содержания к Уполномоченному поступило 90 обращений. В их числе: 83 обращения из следственного изолятора, 7 обращений – из исправительных колоний Донецкой Народной Республики.

Аппарат Уполномоченного по правам человека принимал непосредственное участие в осуществлении передачи украинской стороне 110 осужденных, которые изъявили желание в дальнейшем отбывать наказание на территории Украины.

2016 год можно охарактеризовать как плодотворный и в контексте сотрудничества с Международными организациями. Не имея возможности лично посетить тюрьмы, в которых содержатся пленные сторонники Республики, Уполномоченный обращается к  представителям комитета ООН по правам человека, к представителям мониторинговой миссии ОБСЕ. Омбудсмен неоднократно обращал внимание международного сообщества на проблему содержания наших граждан в тайных тюрьмах на территории Украины, что препятствует их возвращению на Родину.

Уполномоченный уделяет большое внимание развитию международных связей, которые носят разносторонний характер: прием зарубежных делегаций, представляющих различные международные организации, как правозащитной, так и политической, социально-экономической, культурной направленности. В рамках взаимодействия с международными организациями, такими как ООН и Международный Комитет Красного Креста проводится мониторинг разрушенных объектов инфраструктуры, реализуются проекты, направленные на оказание помощи наиболее социально незащищенным гражданам Республики.

Известно, что именно гражданское население больше всего страдает в результате вооруженной агрессии со стороны Украины. С целью наглядной иллюстрации преступлений украинских военных на территории Донбасса была разработана интерактивная карта разрушений. На данный момент на карте отмечены 3985 мест разрушений.

Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике продолжается работа, направленная на совершенствование правовой политики в отношении вынужденно перемещенных лиц, предоставление им максимально благоприятных экономических и социальных условий, работы, обеспечение прав и свобод.

Чаще всего к Омбудсмену обращаются лица социально незащищенной категории: пенсионеры, ветераны, люди с ограниченными возможностями, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подследственных и осужденных, матери-одиночки и многодетные мамы. Максимальная доступность и открытость, простые и убедительные разъяснения, доброжелательный интерес к личности заявителей — вот что является главной составляющей работы Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике.

Большое количество обращений граждан, посетивших личный прием, свидетельствует о том, что институт Уполномоченного по правам человека востребован у населения Республики, также говорит не только о возросшей активности граждан в защите своих прав, но и о доверии к Аппарату Уполномоченного.

Сравнительный анализ обращений в соотношении с прошлым отчетным периодом показал уменьшение количества практически всех видов обращений. Прежде всего, это связано с улучшением экономической ситуации в Республике: полноценная регулярная выплата пенсий и социальных пособий, увеличение пенсионных выплат на 10%, своевременная выплата заработной платы, а также ее увеличение на 5% в течение каждого квартала, открытие новых предприятий, что дает возможность увеличения количества рабочих мест.

Граждане напрямую обращаются к Уполномоченному, минуя должностные лица и органы, которые по закону обязаны заниматься той или иной проблемой. Этот факт является как показателем правового нигилизма населения области, так и показателем недостаточной работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления и государственных органах и неверия людей в то, что им помогут. Решения Уполномоченного носят рекомендательный характер. Но это не слабость института, а его особая специфика. Поэтому, главный метод деятельности Уполномоченного – убеждение. Умение оперировать таким набором аргументов (и правового, и социального, и житейского характера), чтобы его позиция в интересах человека была принята оппонентами, т.е. подразумевается еще одна важная задача этого института – стимулировать различные структуры к наибольшей реализации прав человека.

Главный итог деятельности института Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике – идея прав человека стала осознанным достоянием большого количества жителей Республики, что подтверждается очевидным фактом – для отстаивания своих прав граждане стали чаще обращаться в суды, прокуратуру, использовать и другие предусмотренные законодательством механизмы защиты своих прав.

Граждане могут оформить обращение к Омбудсмену любыми удобными для них способами, так большую долю по-прежнему занимают устные обращения, которые поступают в ходе личной встречи с Уполномоченным, а также руководителями Аппарата, в процессе обращения в отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Уполномоченного, по телефонам «горячей линии», через веб-приемную сайта Омбудсмена. Есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте.  За 2016 год в адрес Главного правозащитника Республики поступило более 7260 обращений. В период работы с 24 декабря 2016 по 13  января 2017 года 29 человек посетили личный прием Уполномоченного, 65 поступивших заявлений было принято отделом по работе с обращениями граждан, 77 звонков поступило по телефонам «горячей линии». По электронной почте Аппарата Уполномоченного пришло 58 электронных обращений, а также 5 письменных обращений было принято к рассмотрению, 3 – рассмотрено из ранее поступивших обращений, 75 гражданам Республики была предоставлена юридическая консультация.

Все поступающие обращения можно разделить на 4 категории: нарушение в сфере уголовного права – 334 обращений, нарушение в сфере гражданского права – 426 обращений, административно-правовые нарушения в адрес граждан ДНР – 44 обращения, вопросы социального и гуманитарного характера – 6456 обращений (диаграмма 1).

 

 Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 30.12.2016г

 

Количество обращений в сфере уголовного права

Количество обращений в сфере гражданского права

Административно-правовые нарушения в отношении граждан

Вопросы социального и гуманитарного характера

 

Из всей входящей корреспонденции, которая поступает в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, наиболее актуальной остается та, которая связанна с вопросами реализации социальных прав граждан и нарушением этих прав. К этому перечню относятся вопросы: о выплате пенсий и социальных пособий – 813 обращения, предоставление жилья для временного проживания – 926 обращений, порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья – 206 обращений, получение гуманитарной помощи – 574 обращения, трудоустройство – 383 обращения, оформление документов и выезда на территорию других государств – 57 обращений, поиск пропавших без вести – 272 обращения, утрата документов  удостоверяющих личность – 318 обращений, жилищно-коммунальные вопросы – 321 обращение, получение временной прописки – 448 обращений, другие вопросы социально–гуманитарного характера – 2138 обращений (диаграмма 2).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан по вопросам социального и гуманитарного характера, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 30.12.2016г., единиц

 

Выплата пенсий и социальных пособий

Получение гуманитарной помощи

Поиск пропавших безвести военнослужащих

Жилищно-коммунальные вопросы

Предоставление жилья для временного проживания

Трудоустройство

Поиск пропавших безвести гражданских лиц

Получение временной прописки

Порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья

Оформление документов и выезда на территорию других государств

Утрата документов, удостоверяющих личность

Другие вопросы

 

По территориальной принадлежности наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступает из г. Донецка (Диаграмма 3).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 30.12.2016г

 

Донецк

Енакиево

Снежное

Ясиноватая

Старобешевский район

Горловка

Ждановка

Торез

Амросиевский район

Тельмановский район

Дебальцево

Кировское

Харцызск

Марьинский район

Шахтерский район

Докучаевск

Макеевка

Шахтерск

Новоазовский район

Другие населенные пункты

 

  1. Статистика и анализ разрушенных объектов инфраструктуры

 

За текущий период линия фронта Донецкой Народной Республики почти ежедневно подвергалась обстрелам с украинской стороны. Украинские силовики целенаправленно разрушают объекты, которые обеспечивают жителям Республики воду, энергоснабжение и газоснабжение. Огонь ведется и по другим объектам инфраструктуры.

По состоянию на 29 декабря 2016 года вследствие военных действий в регионе было частично повреждено (разрушено) более 11066 объектов инфраструктуры.

В г. Донецке разрушено более 6674 объектов, в г. Дебальцево – 262 ед., в г. Горловке – 518 ед., в г. Докучаевске – 68 ед., в г. Енакиево – 291 ед., в г. Ждановке – 91 ед., в г. Кировское – 31 ед., в г. Макеевке – 1066 объектов, в г. Снежное – 54 ед., в г. Торезе – 118 ед., в г. Харцызске – 747 ед., в г. Шахтерске – 74 ед., в г. Ясиноватая – 573 ед., в Амвросиевском  районе – 277 ед., в Волновахском районе – 3 ед., в Марьинском районе – 24 ед., в Новоазовском районе – 17 ед., в Старобешевском районе – 52 ед., в Тельмановском районе – 93 ед., в Шахтерском районе – 33 ед..

В разрезе отраслей разрушено:

— 6009 жилых домов;

— 760 линий электропередач и пунктов распределения электроэнергии;

— 174 объекта теплоснабжения;

— 46 объектов водоснабжения;

— 2669 объектов газоснабжения;

— 11 объектов в сфере водоотведения и канализационного хозяйства;

— 97 объектов здравоохранения;

— 486 объектов общеобразовательных учебных заведений (школы и детские сады);

— 54 объекта профессионально — технических учебных заведений;

— 54 объекта высших учебных заведений;

— 25 объектов в сфере физической культуры и спорта;

— 53 объекта учреждений культуры;

— 230 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;

— 58 объектов промышленного производства;

— 88 объектов торговых предприятий;

— 252 объекта других сфер.

 

Согласно официальным данным по состоянию на 23 декабря 2016 года в Донецкой Народной Республике из 2765 ед. поврежденных государственной и коммунальной форм собственности объектов восстановлено – 420 ед., 2345 ед. – осталось восстановить.

 

  1. Учет смертности, полученных ранений мирных жителей и военнослужащих в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики

 

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике почти ежедневно фиксирует нарушение украинской стороной базовых прав жителей Донбасса: право на жизнь, на безопасность личности, право на неприкосновенность жилища.

Так, 23 декабря в районе Дебальцево в результате артиллерийского обстрела пострадали четверо военнослужащих Республики – мужчины 19, 33 и 29  лет и женщина 29 лет. Осколочное ранение левой кисти получил гражданский мужчина 63 лет, который отказался от госпитализации.

25 декабря в Кировском районе г. Донецк минно-взрывную травму, открытый перелом костей правой голени получил гражданский мужчина 30 лет.

26 декабря в результате боевых действий в районе Дебальцево огнестрельное ранение левой голени получил военнослужащий Республики 1993 года рождения, осколочное ранение левого предплечья получил военнослужащий Республики 1987 года рождения, пулевое ранение правой ягодицы получил военнослужащий Республики 1971 года рождения, осколочное ранение левого плеча получил военнослужащий Республики 1995 года рождения, осколочные ранения подключичной области получил военнослужащий Республики 54 лет, осколочное ранение шеи справа получил военнослужащий Республики 44 лет, осколочное ранение левой стопы получил военнослужащий Республики 1969 года рождения.

В результате боевых действий в поселке Коминтерново Новоазовского района сквозное огнестрельное ранение малого таза получил военнослужащий Республики 35 лет, сквозное огнестрельное ранение верхней трети правого предплечья получил военнослужащий Республики 29 лет.

27 декабря в результате боевых действий в районе Дебальцево минно-взрывную травму, осколочное ранение нижней трети правого плеча получил военнослужащий Республики 1979 года рождения.

В результате неосторожного обращения с взрывоопасным предметом минно-взрывную травму, которая привела к травматической ампутации пальцев обеих кистей, получил гражданский мужчина 61 года.

29 декабря в результате снайперского обстрела в районе Дебальцево огнестрельное ранение левой лопатки получил военнослужащий Республики 50 лет.

30 декабря в результате боевых действий в Новоазовском районе множественные осколочные ранения нижних конечностей, проникающее ранение брюшной полости получил военнослужащий Республики 22 лет, множественные осколочные ранения нижних конечностей получил военнослужащий Республики 45 лет.

1 января 2017 года в результате боевых действий в селе Ленинское Новоазовского района минно-взрывную травму, осколочное ранение грудной клетки, верхней трети правого бедра получил военнослужащий Республики 26 лет.

2 января в результате боевых действий в поселке Логвиново под Дебальцево осколочные ранения левого предплечья получил военнослужащий Республики 48 лет.

В результате неосторожного обращения с взрывоопасным предметом осколочные ранения спины, ягодиц, правого предплечья получил гражданский мужчина 36 лет.

3 января в результате боевых действий под Дебальцево сквозное огнестрельное ранение правой стопы получил военнослужащий Республики 40 лет.

8 января во время боевых действий в г. Светлодарское огнестрельное ранение головы получил военнослужащий Республики 41 года, огнестрельное ранение правого плеча получил военнослужащий Республики 31 года.

В поселке Безыменное Новоазовского района в результате минометного обстрела ВСУ минно-взрывную травму, открытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, рубленую рану лба получила девочка 11 лет.

9 января в результате боевых действий под Дебальцево минно-взрывную травму, множественные осколочные ранения головы, верхних конечностей получил военнослужащий Республики 1977 года рождения.

10 января в результате боевых действий под Дебальцево минно-взрывную травму, осколочное ранение правой ягодичной области получил военнослужащий Республики 1994 года рождения.

В результате боевых действий в поселке Сосновка Новоазовского района минно-взрывную травму, проникающее осколочное ранение брюшной полости с повреждением кишечника получил военнослужащий Республики 1977 года рождения.

12 января в результате боевых действий под Дебальцево огнестрельные осколочные ранения получили трое военнослужащих Республики.

 

За период с 23 декабря 2016 года по 12 января 2017 года в результате вооруженной агрессии со стороны украинских силовиков пострадали 32 человека, из которых 28 военнослужащих Республики, в том числе одна женщина и 5 мирных жителей, в том числе ребенок до 18 лет.

С 24 декабря 2016 года по 13 января 2017 года в результате агрессии со стороны Украины на территории Донецкой Народной Республики погибли 18 военнослужащих, в том числе семь военнослужащих Украины.

 

С 1 января по 31 декабря 2016 на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести в результате непрекращающихся артобстрелов со стороны Украины получили 469 человек, среди которых 231 военнослужащий Республики и 238 мирных жителей, в том числе 16 детей.

С 1 по 12 января 2017 на территории Донецкой Народной Республики ранения различной степени тяжести в результате непрекращающихся артобстрелов со стороны Украины получили 13 человек, среди которых 11 военнослужащих Республики и 2 мирных жителя, в том числе 1 ребенок до 18 лет.

С 1 января по 31 декабря 2016 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 348 человек, среди которых 336 мужчин и 12 женщин, в том числе 3 ребенка в возрасте до 18 лет.

С 1 по 13 января 2017 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 6 человек, 3 из них военнослужащие Республики, 3 – военнослужащие Украины

Уточним, что с начала вооруженного конфликта в Донецкой Народной Республике погибли 4295 человек, среди которых 592 женщины и 3703 мужчины, в том числе 74 ребенка в возрасте до 18 лет.

 

  1. Учет пленных и пропавших без вести военнослужащих

и гражданского населения

 

29 декабря в районе контрольно-пропускного пункта «Майорск» состоялась передача 15 ранее удерживаемых украинской стороной лиц. 10 из них являются представителями Донецкой Народной Республики, 5 – Луганской Народной Республики. Большинство из освобожденных – женщины. С украинской стороны это была первая с начала конфликта передача пленных в одностороннем порядке.

 

«Напомню, что нами было передано около 80 человек нашим оппонентам в качестве жеста доброй воли. Во время передачи также присутствовали матери украинских пленных. В процессе общения с ними я в очередной раз сделала акцент на том, что Республика готова освободить их сыновей, но только в порядке, предусмотренном пунктом 5 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений. Повторюсь, достаточно одного волевого решения Порошенко для освобождения всех ребят», — заявила Уполномоченный по правам человека в Донецкой Народной Республике Дарья Морозова.

 

Всем освобожденным 29 декабря лицам сразу было предоставлено место проживания в пункте временного размещения Аппарата Уполномоченного по правам человека, а также необходимая гуманитарная помощь в виде продуктов питания и одежды.

На последней встрече гуманитарной подгруппы 21 декабря в Минске уполномоченный представитель украинской стороны пообещала, что у каждого из тех, кого они отпустят, будет акт помилования и документ, удостоверяющий личность, но из тех 10 граждан, которых были переданы Донецкой Народной Республике, у троих не оказалось паспортов.

 

«Учитывая громкие заявления представителей Украины о том, что освобожденные граждане смогут свободно въезжать на территорию, подконтрольную украинским властям, я удивлена, как сможет гражданин, зарегистрированный в Красногоровке пересечь линию разграничения с Украиной без паспорта и вернуться в собственный дом», — прокомментировала Омбудсмен Республики.

 

На текущей неделе в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не поступало заявлений об аресте.

Поступило три заявления о пропаже без вести. Так, женщина 1984 года рождения согласно информации, полученной от заявителей, пропала в мае 2016 года, мужчина 1985 года рождения – в августе 2016 года. Связь родственников с мужчиной 1979 года рождения оборвалась в июне 2014 года.

Аппаратом Уполномоченного в результате активного взаимодействия с родственниками удерживаемых лиц и самими удерживаемыми ведется активная работа по обновлению и формированию списков для обмена.

По оперативным данным по состоянию на 13.01.2017 года украинской стороной удерживается порядка 833 человек, в том числе 459 человек, нахождение которых на украинской территории подтверждено, и 374 человека, информация по которым отсутствует или уточняется украинской стороной.

В результате активных поисковых работ, при содействии специалистов международных организаций, была получена информация о том, что из числа лиц, числившихся без вести пропавшими, тела 7 человек найдены и похоронены, 43 человека вернулись домой.

Отметим, что 441 человек числятся без вести пропавшими. Возможно, они так же могут находиться в украинском плену.

Аппарат Уполномоченного по правам человека продолжает уточнять информацию о лицах, задержанных украинской стороной, статистические данные могут изменяться.

В целях безопасности лиц, удерживаемых украинской стороной, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не придает огласке принадлежность к категориям: «военнослужащий», «задержанный по политическим мотивам» или «гражданское лицо, не имеющее никакого отношения к конфликту».

 

  1. Учет вынужденных переселенцев

 

Новогодние праздники – самое радостное и уютное время зимы. В преддверии Нового года города Донецкой Народной Республики преображаются: улицы украшены праздничными огнями, на площадях проходят ярмарки, в окнах мерцают гирлянды. Главными ценителями праздничной атмосферы всегда были дети. В такое нелегкое время им как никогда хочется почувствовать дух этого чудесного праздника.

Руководство Донецкой Народной Республики делает все возможное для того, чтобы дети могли отвлечься от психологически тяжелого состояния военного времени. Особое внимание уделяется детям, проживающим возле линии соприкосновения, и тем, кто был вынужден покинуть свой дом в связи с военными действиями.

Накануне праздников сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека посетили пункты временного размещения Донецкой Народной Республики, чтобы вручить детям новогодние подарки. 28 декабря  представители Аппарата посетили Шахтерск, Торез, Харцызск, 29 декабря –  ПВР «Донецкие Зори», «Шахтерские Зори».

Среди детей, которых навестили сотрудники Аппарата, была и маленькая Диана Попкова, которая пережила страшную трагедию, потеряв в одночасье маму, папу, бабушку и сестру. Совсем недавно девочка проходила курс лечения при содействии доктора Лизы . Аппарат Уполномоченного по правам человека также посетил Торез, чтобы поздравить с праздниками 50 детей-инвалидов.

30 декабря дети смотрели представление Санкт-Петербургского кукольного театра, после чего сотрудники Аппарата раздали им новогодние подарки.

В ПВР города Шахтерск силами психологов-волонтеров, которые работают под патронатом Аппарата Уполномоченного по правам человека, было организовано театрализованное представление для детей. В конце праздника сотрудники Аппарата вручили детям новогодние подарки.

С начала вооруженного конфликта Аппарат Уполномоченного занимается вопросами внутренне перемещенных лиц. Силами офиса Омбудсмена открыто 15 пунктов временного размещения по всей территории Республики. На данный момент функционируют 13 ПВР: 7 – в  г. Донецке, 3–  в Макеевке, 2–  в Харцызске, 1–  в Зугрэсе.

На сегодняшний день в ПВР АУПЧ проживает 1266 вынужденных переселенцев, в том числе 251 несовершеннолетних детей. С начала военного конфликта было выдано 4894 направлений на поселение в ПВР АУПЧ. Из них – 739 в 2016 году. Все ПВР АУПЧ находятся под пристальным вниманием Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике. Сотрудники Аппарата осуществляет еженедельный мониторинг ПВР с целью своевременного реагирование на различные нужды жителей.

В период работы Аппарата с 24 по 30 декабря 2016 года по вопросам вынужденных переселенцев обратились 24 человека, 4-м из которых были выданы направления на поселение в ПВР АУПЧ: 2 – в Донецке, 1 – в Макеевке, 1 – в Шахтерске.

На данный момент 1308 свободных мест для поселения вынужденных временных переселенцев. Из них: в пунктах временного размещения по всей территории Донецкой Народной Республики (включая ПВР Аппарата омбудсмена) – 1252 мест; свободных мест в ПВР Аппарата Уполномоченного – 390 мест; в жилом фонде ДНР 56 мест.

Напомним, что с начала военного конфликта вынужденными временными переселенцами на Донбассе зарегистрировано 8048 человек, в том числе 2088 детей в возрасте до 18 лет. На территории Республики открыто 68 пунктов временного размещения. Из них 58 функционируют, 10 остаются в резерве. В указанных ПВР проживает 2878 человека, в том числе 547 – несовершеннолетние дети, 5170 человек живут в жилом фонде ДНР, в том числе 1541 детей возрастом до 18 лет.

 

  1. Трудоустройство граждан Донецкой Народной Республики

 

В разных странах право на труд имеет свои содержательные особенности. В ряде государств право на труд понимается как право на работу и оплату труда в соответствии с его количеством и качеством, причем не ниже установленного государством минимального размера. В других, оно не имеет четкого юридического содержания и означает лишь обязанность государства заботиться о создании соответствующих условий для обеспечения всех желающих трудиться рабочими местами. Бывает, что данное право трактуется как «свобода труда».

6 марта 2015 года в Донецкой Народной Республике был принят Закон «Об оплате труда». Закон определяет экономические, правовые и организационные принципы оплаты труда работников, которые находятся в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и хозяйствования. В документе также содержатся положения, которые предоставляют гражданам защиту в случае банкротства предприятия или задержки заработной платы, регламентирует размер удержаний из заработной платы. В целом, данный закон обеспечивает гарантии соблюдения работодателем права на труд.

Соблюдение права на труд не сводится только лишь к гарантиям для трудоустроенных граждан. Помимо прочего, государство обязано способствовать обеспечению рабочими местами граждан, которые изъявили желание трудоустроиться.  Конвенция Международной Организации Труда № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция и Рекомендация Международной Организации Труда «О службе занятости» (1948 г.), Рекомендация Международной Организации Труда «О профессиональном обучении» (1962 г.) и Конвенция с соответствующей Рекомендацией «О дискриминации в области труда и занятости» (1958 г.) в комплексе составляют международно-правовой институт обеспечения занятости и трудоустройства.

Так, работодатель при увольнении работника не по его вине обязан быть для него трудоустраивающим органом, т. е. обязан предложить ему перед увольнением другую имеющуюся у него работу. Работодатель обязан также не менее чем за два месяца довести до органа службы занятости информацию о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты его труда.

При трудоустройстве поступление на работу также происходит при бесплатном посредничестве органов службы занятости. В Донецкой Народной Республике основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на Республиканский центр занятости населения.

По их данным, по состоянию на 1 января 2017 года в единой базе данных центров занятости имелось 33,8 тыс. вакансий. По состоянию на 1 января 2017 года состояло на учете в центрах занятости Республики 55,9 тыс. лиц, ищущих работу, из них: трудоустроены – 44,1 тыс. человек, в том числе на постоянную работу – 22,6 тыс. человек, на работы временного характера – 21,5 тыс. человек.

Донецким центром профессионально – технического образования Республиканского центра занятости постоянно проводятся бесплатные семинары для населения для получения практических навыков: работы на персональных компьютерах; техники и механизации торговых расчетов (работа на кассовых аппаратах); основ предпринимательской деятельности и др. В 2016 году 644 человека приняли участие в таких семинарах.