лого
Горячая линия: 071-301-73-52 (по общим вопросам) ; 071-404-69-29 (по вопросу без вести пропавших и обмена пленными ) ombudsman_dnr@mail.ru

Международный день жертв насильственных исчезновений, который также называют День пропавших без вести, установлен решением Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 2010 году с целью привлечения внимания к актуальной проблеме увеличения количества случаев насильственных или недобровольных исчезновений в различных районах мира и растущего числа сообщений о преследовании, жестоком обращении и запугивании, которым подвергаются свидетели исчезновений и родственники пропавших лиц.

Ранее, в 1992 году, в качестве базового свода принципов для всех государств была разработана Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений (далее – Декларация). В 2006 году – открыта для подписания, ратификации и присоединения Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Вопросами мониторинга ситуации и защиты жертв занимаются Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям при ООН, Международный Комитет Красного Креста и ряд других международных и национальных организаций.

Согласно Декларации под насильственными исчезновениями подразумеваются случаи, когда лица подвергаются аресту, задерживаются или похищаются против их воли или каким-либо иным образом лишаются свободы организованными группами, должностными или частными лицами, действующими от имени правительства, при его прямой или косвенной поддержке, с его разрешения или согласия, при последующем отказе сообщить о судьбе или местонахождении таких лиц или признать лишение их свободы, что ставит данные лица вне защиты закона.

Насильственные исчезновения создают условия для нарушения ряда прав человека: права на жизнь; права на свободу и безопасность личности; права не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания; права на индивидуальность; права на признание правосубъектности; права на справедливое судебное разбирательство и на судебные гарантии; права на эффективное средство защиты, включая возмещение и компенсацию; право знать правду об обстоятельствах исчезновения. Похищения людей, как правило, также влекут за собой нарушения различных экономических, социальных и культурных прав: права на здоровье; права на достаточный жизненный уровень; права на защиту семьи и оказание ей помощи; права на образование и других.

Государственный переворот, который произошел в Украине в 2014 году, повлек за собой значительную эскалацию насилия. Нарушения в сфере прав и свобод человека приобрели систематический характер, остаются безнаказанными и даже поощряются представителями режима. Несмотря на то, что Украина в 2015 году ратифицировала Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, национальное законодательство так и не было приведено в соответствие. В том числе и по этой причине похищения людей заняли особое место в ряду нарушений прав и свобод человека на территории страны. Насильственные исчезновения с начала противостояния широко практикуются украинскими силовыми структурами, причем не только добровольческими вооруженными формированиями, которые преимущественно укомплектованы из числа активистов праворадикальных групп, но и Службой безопасности Украины.

Международные и национальные правозащитные организации фиксируют многочисленные факты нарушений указанного характера, регулярно отмечая их в своих отчетах. Так, Управление Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека в своем Докладе о ситуации с правами человека в Украине за период с 16 февраля по 15 мая 2019 года выражает обеспокоенность тем, что «СБУ произвольно задерживает, пытает, жестоко обращается с людьми и запугивает их, в том числе, в неофициальных местах содержания под стражей, с целью получения информации, принуждения к признанию или сотрудничеству».

Свидетельства невольных жертв произвола украинских силовых структур, благодаря усилиям правозащитников и сотрудников средств массовой информации, все чаще становятся известны широкой общественности. Это вызывает резонанс и способствует пресечению противоправной деятельности, связанной с насильственными и недобровольными исчезновениями, а также преследованием свидетелей исчезновений и родственников пропавших лиц.

Весомый вклад в борьбу с этим недопустимым и антигуманным проявлением произвола украинской власти вносит Уполномоченный по правам человека в Донецкой Народной Республике. Благодаря осуществляемой деятельности, факты насильственных исчезновений должным образом фиксируются и доводятся до сведения международных правозащитных организаций. Используются все доступные средства для установления местонахождения и освобождения удерживаемых лиц. Ведется работа по организации поиска пропавших без вести в ходе конфликта на территории Донбасса.

В своих заявлениях Дарья Морозова настаивает на недопустимости нарушения международного права и обязательств, взятых на себя Украиной путем ратификации международных договоров, в числе которых Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Мировому сообществу необходимо со всем вниманием отнестись к данной проблеме с целью предотвращения ухудшения социально-гуманитарной ситуации в регионе, а также дальнейших систематических посягательств на права и свободы человека.